Главная -> Наши публикации -> Статьи
->Ежова Н.М. К вопросу о возможностях поисковых машин в электронных библиотеках цифровых образовательных ресурсов |
Уважаемые коллеги! Ежова Н.М. Статья опубликована в
материалах Школы-конференции
Материал предоставляется для свободного
некоммерческого использования Создание электронных библиотек цифровых образовательных
ресурсов (цифровые хранилища) – это одно из наиболее актуальных современных направлений государственной политики в построении виртуального образовательного пространства России,
включающего в себя информационные ресурсы всех регионов и обеспечивающего всеобщий доступ к ним.
За 2001-2005 годы в рамках Федеральной целевой программы
«Развитие единой образовательной информационной среды» образовательные учреждения оснащались
компьютерной техникой и программным обеспечением. Параллельно с этим было начато построение
образовательных телекоммуникационных сетей, проведено обучение эффективному использованию
информационных технологий нескольких десятков тысяч педагогов, разработаны новые электронные
образовательные ресурсы. По этой же программе начал создаваться ряд федеральных
порталов для организации свободного бесплатного доступа [2] к образовательным ресурсам. Все порталы и сайты, представляющие информацию об образовательных ресурсах
российского интернет-пространства, являют собой огромные хранилища.
В них располагаются десятки тысяч ссылок на эти ресурсы и их электронные копии,
хранящиеся непосредственно в библиотеках таких порталов и сайтов. Приёмы классификации и структурирования находящейся в хранилищах
материальных носителей информации (архивы, библиотеки, фильмотеки, медиатеки) разработаны давно и широко известны.
Компьютерная среда хранения позволяет реализовать все традиционные приёмы (поиск по алфавиту, по названию книги или
по фамилии автора, по категории и т.д.) и предложить новые
формы – поиск по фрагменту контекста, по дате занесения в хранилище и проч. Существенное отличие компьютерных
хранилищ информации от материальных состоит в том,
что фактическое расположение ресурсов не играет никакой роли.
К примеру, в реальной библиотеке вынуждены повторять информацию о книгах
(и других источниках), если хотят предоставить посетителю возможность поиска и по фамилии автора (по алфавиту),
и по содержанию (тематический каталог). В виртуальной библиотеке дублировать информацию
для её группировки по различным признакам необходимости нет. Другое преимущество компьютерных (информационных)
технологий заключается в возможности ускорить поиск
необходимых «читателю» данных в массивах информации. Однако на данный момент количество
организованных образовательных ресурсов стало исчисляться десятками тысяч. К примеру,
оцифрованных ресурсов в Библиотеке Единого окна1 на 24.02.2008 имелось по самым скромным
подсчётам более 17 тысяч, в Библиотеке Единой Коллекции2 – более 50 тысяч. Найти необходимую информацию сейчас столь сложно,
что учителя, в большинстве своём неуверенно владеющие технологией поиска,
предпочитают обойтись своими наработками, чем разбираться в той «свалке»,
что представляет собой «ответ» на запрос пользователя. Ведь немыслимо,
чтобы человек мог пересмотреть и десятую долю содержимого библиотеки, даже при ограничении
области поиска с помощью тематических каталогов или рубрикаторов. Начинает повторяться знакомая ситуация:
учитель не может получить доступ к учебно-методическим материалам,
представленным в оцифрованном виде. И если ранее это было связано с ограниченными тиражами
соответствующей литературы, с недостаточным освещением методического опыта в периодической печати,
то теперь аналогичный эффект вызывает обилие информации подобного рода, к тому же не всегда достоверной.
В результате огромные объёмы электронных цифровых ресурсов, созданные
коллективами профессиональных разработчиков, могут остаться невостребованными. Сложившееся положение вызывает сильнейшее беспокойство
многих исследователей и, более того, руководителей образовательных интернет-проектов различного уровня.
В связи с этим, на наш взгляд, одной из первоочередных задач для решения данной проблемы должна быть разработка
требований к возможностям поиска, предлагаемого в электронных хранилищах. Первоначально необходимо подробно исследовать, каким именно образом
работают уже существующие поисковые машины3 на тех или иных порталах или сайтах. Здесь мы представим некоторые результаты
обзора возможностей поиска на отдельных сайтах и порталах российского уровня.
Это порталы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(URL: http://school-collection.edu.ru)
(рис.
1,вверху слева), - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
(URL: http://window.edu.ru)
(рис.
1,вверху справа), - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
(URL: http://catalog.iot.ru)
(рис.
1, внизу слева), - Российское образование (URL: http://www.edu.ru)
(рис.
1, внизу справа). Почти везде предлагается два известных вида поиска: поиск и расширенный поиск, причём,
традиционно на «верхних» страницах пользователю доступен только поиск. Для поиска посетитель портала для нахождения нужной информации вводит соответствующее слово.
Параметры такого поиска заданы «по умолчанию», т.е. определяются разработчиком («хозяином») портала или сайта. Рассмотрим, какие параметры именно этого вида поиска предлагают
разработчики вышеперечисленных порталов. На сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» можно задать ограничения области поиска по предмету или по классу,
из-за чего приходится «делать лишний шаг»: после выбора необходимого раздела тематического рубрикатора происходит переход на новую «страницу»
(рис.
2, вверху). Отсюда вывод:
необходимо предусмотреть единообразие подобных ограничений,
к важнейшим из которых мы относим возможности: На
рис.
3 приведено сравнение содержимого расширенного поиска на серверах, предназначенных для свободного поиска в
Интернете (на рисунке – слева), и на образовательных сайтах и порталах (на рисунке – справа). Подведём краткие итоги В заключение подчеркнём, что проблема поиска важна для каждого работающего с электронными хранилищами.
Она должна быть решена настолько просто и удобно, чтобы любой учитель, даже слабо подготовленный как пользователь Интернета, мог бы с лёгкостью
находить необходимые ему ресурсы и хотел бы пользоваться электронными хранилищами, как самым удобным источником учебно-методических материалов. Библиографический список 1.Губайловский, В.
Основатель Википедии разрабатывает новую поисковую систему 2.Лобачёв, С.Л. К вопросу о будущем образовательных порталов [Электронный ресурс] / С. Л. Лобачёв // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы Третьей Всерос. научно-практ. конф.-выставки. – Омск, 2004. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/6865.doc, свободный. – Загл. с титул. страницы. Уважаемые коллеги!
1Информационный портал по русскоязычным
образовательным ресурсам
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
(ИС "Единое окно") (URL: http://window.edu.ru) |
Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | О сайте.Новости сайта | Контакты | Наши друзья
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |