Главная -> Наши публикации -> Статьи ->Резник Н.А., Мелёхина О.В.
Первые опыты проектирования учебных электронных каталогов
 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ
 
Резник Н.А., Мелёхина О.В.

Статья опубликована в материалах Школы-конференции
«Современные информационные технологии и письменное наследие: от древних текстов к электронным библиотекам»,
25-31 августа 2008 года, Казанский государственный университет.

Материал предоставляется для свободного некоммерческого использования
с обязательной ссылкой на авторов (согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ)


          Современный процесс информатизации образования в России предполагает привлечение учителей-предметников к широкому использованию компьютера на школьных уроках. На наш взгляд, одной из наиболее удобных форм реализации этого может быть применение компьютерных миниатюр, предназначенных для процесса обучения в школе и вузе.

          В настоящее время мы разрабатываем специальные мини-программы, которые назвали слайд-каталогами. Наиболее точно сути нашей работы отвечает определение каталога из Большого словаря иностранных слов 2001 года издания [1]: «Каталог – (гр. katalogos «список», происходит от kata «вниз» + logos «слово») – перечень предметов, упорядоченный по какому-либо признаку или группе признаков для облегчения поиска нужной информации, также справочное издание, содержащее такой перечень». Наши каталоги именно такие: есть перечень объектов, упорядоченных по признаку. Они могут служить справочным материалом в случаях, близких к дистанционному обучению. Фрагменты учебных материалов, представленных на их «страницах», организованы по принципу гипертекста, при котором «его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними» [2].

          Мы относим наши КАТАЛОГИ к тому виду компьютерных инструментов, которые позволяют использовать в учебной деятельности информацию, хранящуюся в разного вида базах данных. Верность такого подхода обосновывается двумя следующими соображениями:

          1. Весь имеющийся объем информации, относящийся к изучаемой теме, невозможно “встроить” в количество учебных часов, отводимое в школьной программе для раскрытия учителем темы.

           2. Учителю, как правило, просто физически некогда “перелопачивать” имеющийся материал и, тем более, структурировать и оцифровывать его в виде, удобном для демонстрации на уроке.

          Мы, как методисты и разработчики, сначала производим выборку материала, наиболее адекватную целям учебного процесса, затем структурируем ее, опять же в соответствии с этими целями, и создаём КАТАЛОГ. Одной из важнейших задач, которую мы решаем при разработке КАТАЛОГОВ, является формирование их структуры таким образом, чтобы они легко встраивались в изучение (преподавание) разных тем и, более того, разных предметов.

           Нами сформирован общий прототип слайд-каталога, состоящий из набора сцен (экранных страниц или слайд-страниц), на которых представлены определенные учебные тексты и иллюстрации. Содержательно весь массив информации в наших каталогах разбит на семь основных блоков и организован (визуально и вербально) так, чтобы учащиеся научились распознавать образы, а также, читая, сопоставлять им словесную информацию. В результате: ”пустой” КАТАЛОГ определяет метод использования информации из баз данных (бумажных и электронных библиотек), так как его структурные элементы (Имя, Образ, Латынь, Легенда, и т.д.) определяют, какие именно свойства того или иного объекта должны быть выбраны; ”заполненный” КАТАЛОГ выступает инструментом, позволяющим учителю в удобном для него порядке изложить новую информацию.

          На слайд-страницах имеются управляющие и функциональные кнопки. Первые дают возможность просматривать слайд-каталог в линейной последовательности, переходя вперед-назад между слайд-страницами. Управление просто и интуитивно понятно: запуск осуществляется двойным щелчком левой кнопки мыши на значке фильма, передвижение между кадрами – кнопки вперед, назад; закрытие фильма – крестик. Вторые позволяют вызывать определенную порцию материала, конкретную информацию по каждому объекту.

          К настоящему времени нами закончена серия слайд-каталогов «Виртуальный океанариум» программной коллекции «Знаем ли мы, кто живёт рядом с нами?» (биология) и начато создание коллекции слайд-каталогов в помощь изучающим иностранные языки.

          Серия слайд-каталогов «Рыбы: Виртуальный океанариум»1 предназначена для учащихся начальной и основной школы. Она ориентирована на изучение морфологических и экологических особенностей отдельных групп класса рыб и даёт возможность её использования на уроках биологии не только при изучении нового материала. Серию можно предлагать учащимся для работы дома при подготовке к классным докладам, школьным олимпиадам и конференциям, применять для расширения и углубления знаний, полученных ранее с помощью серий слайд-фильмов «Рыбы: смотрим, наблюдаем и узнаем» и «Рыбы: знакомимся, наблюдаем и классифицируем», входящих в упомянутую выше коллекцию. На первой странице идет название каталога. На следующих двух страницах появляются квази-служебные блоки: описание назначения функциональных кнопок и показ управления (рис. 1). Повторное нажатие той же кнопки (рис. 2) вызывает на экран изображение другой рыбы с описанием такого же её свойства.

          Примером слайд-каталога для изучения иностранных языков может служить каталог «Les symboles politiques de la France» («Политические символы Франции»2). Он уже использовался на практических занятиях по французскому языку и страноведению в 2007 году в группах основной и дополнительной специальностей факультета иностранных языков Мурманского государственного педагогического университета. Основная учебная информация в данном электронном ресурсе также разбита на семь основных эпизодов (семь главных политических символов Франции: Галльский петух, Марсельеза, День взятия Бастилии, Фригийский колпак, Девиз «Свобода, равенство, братство», Марианна и Флаг). Примеры Легенд представлены на рис. 3.

          Последние страницы в этих каталогах представляют собой информационную схему, т.е. страницу, где (в качестве итоговой информации) собраны все объекты, представленные в том или ином каталоге. Щелкнув по кнопке рядом с таким объектом, можно перейти на страничку, где собрана вся информация о нем (рис. 4).
          Слайд-каталоги выполнены в формате ЕХЕ и не требуют установки какого-либо дополнительного программного обеспечения. Программно они организованы таким образом, что его страницы раскрываются полностью на весь экран.

          Предлагаемые слайд-каталоги просты в обращении и малы по объему, не требуют от учителя и школьника специальной подготовки и особых навыков работы с персональным компьютером, но имеют большую содержательную и методическую насыщенность. Разработанные нами КАТАЛОГИ, как инструменты использования информации из баз данных в учебной деятельности, универсальны.
          Преподаватель может определить свой собственный маршрут работы "внутри" слайд-каталога, останавливаясь на нужном ему структурном элементе.
          Обучаемый, работая с нашим визуальным средством, не должен ничего зазубривать, мы учим его смотреть и видеть, смотреть и наблюдать, смотреть и решать. На таких занятиях школьники и студенты чувствуют себя свободно, они не замкнуты и не напряжены, но в то же время они получают много новой информации.

   

Библиографический список

   1.Большой словарь иностранных слов/ сост. А.Ю.Москвин. – М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2001 – 816с.

   2.Руднев В. Словарь культуры XX века

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

   


1Разработчики: Н.А. Резник, О.В. Мелёхина, В.А. Крыштоп (www.vischool.rxt.ru)
2Разработчики: Н.А. Резник, О.В. Мелёхина, В.С. Осипова (www.vischool.rxt.ru)

Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | О сайте.Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100