Главная -> Наши публикации -> Статьи
->Резник Н.А., Мелёхина О.В. Первые опыты проектирования учебных электронных каталогов |
Уважаемые коллеги! Резник Н.А., Мелёхина О.В. Статья опубликована в
материалах Школы-конференции
Материал предоставляется для свободного
некоммерческого использования Современный процесс информатизации образования в России предполагает привлечение учителей-предметников к широкому использованию компьютера на школьных уроках.
На наш взгляд, одной из наиболее удобных форм реализации этого может быть применение компьютерных миниатюр, предназначенных для процесса обучения в школе и вузе. В настоящее время мы разрабатываем специальные мини-программы, которые назвали слайд-каталогами. Наиболее точно сути нашей работы отвечает определение каталога из Большого словаря иностранных слов 2001 года издания [1]: «Каталог – (гр. katalogos «список», происходит от kata «вниз» + logos «слово») – перечень предметов, упорядоченный по какому-либо признаку или группе признаков для облегчения поиска нужной информации, также справочное издание, содержащее такой перечень». Наши каталоги именно такие: есть перечень объектов, упорядоченных по признаку. Они могут служить справочным материалом в случаях, близких к дистанционному обучению. Фрагменты учебных материалов, представленных на их «страницах», организованы
по принципу гипертекста, при котором «его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними» [2]. Мы относим наши КАТАЛОГИ к тому виду компьютерных инструментов,
которые позволяют использовать в учебной деятельности информацию, хранящуюся в разного вида базах данных.
Верность такого подхода обосновывается двумя следующими соображениями: 1. Весь имеющийся объем информации, относящийся к изучаемой теме, невозможно “встроить” в количество учебных часов,
отводимое в школьной программе для раскрытия учителем темы. 2. Учителю, как правило, просто физически некогда “перелопачивать” имеющийся материал и, тем более, структурировать и
оцифровывать его в виде, удобном для демонстрации на уроке. Мы, как методисты и разработчики, сначала производим выборку материала, наиболее адекватную целям учебного процесса,
затем структурируем ее, опять же в соответствии с этими целями, и создаём КАТАЛОГ. Одной из важнейших задач, которую мы решаем при разработке КАТАЛОГОВ, является формирование
их структуры таким образом, чтобы они легко встраивались в изучение (преподавание) разных тем и, более того, разных предметов. Нами сформирован общий прототип слайд-каталога, состоящий из набора сцен (экранных страниц или слайд-страниц),
на которых представлены определенные учебные тексты и иллюстрации. Содержательно весь массив информации в наших каталогах разбит на семь основных
блоков и организован (визуально и вербально) так, чтобы учащиеся научились распознавать образы, а также, читая, сопоставлять им словесную информацию.
В результате: ”пустой” КАТАЛОГ определяет метод использования информации из баз данных (бумажных и электронных библиотек), так как его структурные
элементы (Имя, Образ, Латынь, Легенда, и т.д.) определяют, какие именно свойства того или иного объекта должны быть выбраны; ”заполненный” КАТАЛОГ
выступает инструментом, позволяющим учителю в удобном для него порядке изложить новую информацию.
На слайд-страницах имеются управляющие и функциональные кнопки.
Первые дают возможность просматривать слайд-каталог в линейной последовательности, переходя вперед-назад между слайд-страницами.
Управление просто и интуитивно понятно: запуск осуществляется двойным щелчком левой кнопки мыши на значке фильма, передвижение между кадрами – кнопки вперед, назад; закрытие
фильма – крестик. Вторые позволяют вызывать определенную порцию материала, конкретную информацию по каждому объекту. К настоящему времени нами закончена серия слайд-каталогов «Виртуальный океанариум» программной коллекции «Знаем ли
мы, кто живёт рядом с нами?» (биология) и начато создание коллекции слайд-каталогов в помощь изучающим иностранные языки. Серия слайд-каталогов «Рыбы: Виртуальный океанариум»1 предназначена для учащихся начальной и основной школы.
Она ориентирована на изучение морфологических и экологических особенностей отдельных групп класса рыб и
даёт возможность её использования на уроках биологии не только при изучении нового материала. Серию можно предлагать учащимся
для работы дома при подготовке к классным докладам, школьным олимпиадам и конференциям, применять для расширения и углубления
знаний, полученных ранее с помощью серий слайд-фильмов «Рыбы: смотрим, наблюдаем и узнаем»
и «Рыбы: знакомимся, наблюдаем и классифицируем», входящих в упомянутую выше коллекцию. На первой странице идет название каталога. На следующих
двух страницах появляются квази-служебные блоки: описание назначения функциональных кнопок и показ управления
(рис. 1). Повторное нажатие той же кнопки
(рис. 2)
вызывает на экран изображение другой рыбы с описанием такого же её свойства. Примером слайд-каталога для изучения
иностранных языков может служить каталог «Les symboles politiques de la France»
(«Политические символы Франции»2). Он уже использовался на практических занятиях по французскому языку и страноведению в 2007 году в группах основной
и дополнительной специальностей факультета иностранных языков Мурманского государственного педагогического университета.
Основная учебная информация в данном
электронном ресурсе также разбита на семь основных эпизодов
(семь главных политических символов Франции: Галльский петух, Марсельеза, День взятия Бастилии,
Фригийский колпак, Девиз «Свобода, равенство, братство», Марианна и Флаг). Примеры Легенд представлены на
рис. 3. Последние страницы в этих каталогах представляют собой информационную схему, т.е. страницу, где (в качестве итоговой информации)
собраны все объекты, представленные в том или ином каталоге. Щелкнув по кнопке рядом с таким объектом, можно перейти на страничку, где собрана вся информация о нем
(рис. 4). Предлагаемые слайд-каталоги просты в обращении и малы по объему, не требуют от учителя и школьника специальной подготовки и особых навыков работы
с персональным компьютером, но имеют большую содержательную и методическую насыщенность. Разработанные нами КАТАЛОГИ, как инструменты
использования информации из баз данных в учебной деятельности, универсальны. Библиографический список 1.Большой словарь иностранных слов/ сост. А.Ю.Москвин. – М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2001 – 816с. 2.Руднев В. Словарь культуры XX века Уважаемые коллеги!
1Разработчики: Н.А. Резник, О.В. Мелёхина, В.А. Крыштоп (www.vischool.rxt.ru) |
Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | О сайте.Новости сайта | Контакты | Наши друзья
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |