Главная -> Наши публикации -> Авторефераты диссертаций ->Автореферат диссертации Иванчук Н.В. |
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ | ||
|
(математика) диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2003 Работа выполнена на кафедре прикладной математики и естественнонаучных
дисциплин Мурманского государственного технического университета. | |
|
Научный руководитель: |
доктор педагогических наук, доцент Н.А. Резник. |
|
Официальные оппоненты: |
доктор педагогических наук, профессор М.Б. Волович; |
|
Ведущая организация: |
Московский государственный
областной университет |
Защита диссертации
состоится “20” февраля 2004 года в 16.00 часов
на заседании Диссертационного Совета К 212.154.11
при Московском педагогическом государственном университете
по адресу: 107140, г.Москва, ул. Краснопрудная, д. 14, ауд. 301. Ученый секретарь Н.И. Чиканцева. |
На современном этапе
образовательная политика России
направлена на модернизацию школы. Основной задачей
является повышение качества образования. Для ее решения
требуется не только разработка и введение в учебный процесс
интенсивных инновационных технологий, но и учет
противоречий, возникающих при их реализации, среди которых
выделены два наиболее значимых для данного исследования. Перегруженность содержания
сегодняшнего школьного образования
серьезно сказывается на состоянии здоровья детей и подростков,
что, в свою очередь, приводит к трудностям в усвоении ими
содержания школьных предметов, количество которых из-за
изменяющихся жизненных условий человечества неуклонно
возрастает, а содержание в связи с требованиями общества
усложняется. Результаты исследований, направленных на изучение
закономерностей развития мышления учащихся,
психофизиологические основы формирования
знаний, умений и навыков, недостаточно используются
в практике преподавания школьного курса математики,
что также ведет к увеличению затруднений учащихся при
усвоении ее основ. Отмеченные выше противоречия были выявлены
на основе
теоретического анализа разнообразных источников (диссертаций,
монографий, статей, учебников, учебных пособий, задачников и
т.д.), а также в результате анализа полученных экспериментальных
данных, изучения опыта учителей-практиков и послужили мотивом
для проведения настоящего исследования, определив его
актуальность.
В качестве проблемы исследования рассматривается вопрос
формирования новых и восстановление утраченных знаний и
навыков учащихся в процессе обучения математике. Объектом исследования является процесс обучения
математике в основной школе (с учетом различных типов
учебных заведений). Предметом исследования выбрана деятельность учеников 8-х
классов основной школы во время обучения математике,
направленная на актуализацию изученного ранее материала при
формировании новых знаний и навыков. Таким образом, исследование ориентировано, с одной стороны,
на проблемы обучения наиболее уязвимого контингента учащихся
(на тех, у кого недостаточно сформированы предшествующие
программные знания и необходимые учебные навыки), с другой
стороны - на специфичность формирования необходимых
математических знаний и навыков учеников 7-8 классов
основной школы (в важнейший период становления их
математического образования). Цель исследования: выявить условия и обеспечить возможность
успешного обучения учащихся основной школы, в том числе и
в случае недостаточной сформированности у них предшествующих
программных знаний и необходимых учебных навыков. Гипотеза исследования: проблема ликвидации затруднений и
учебной перегрузки учащихся в процессе обучения математике
может получить позитивное решение, если найти новый подход
к формированию учебных математических знаний и навыков,
основанный на визуальной пропедевтике учебных понятий,
обеспечивающее прочное формирование новых, а также
достаточно быстрое восстановление утраченных математических
знаний и навыков учащихся на основе актуализации ранее
изученного материала. Для достижения поставленной цели были выделены и решены
следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач применялись следующие
методы исследования:
Основные этапы и организация исследования. На первом этапе (1993-1995 гг.) эксперимент проводился на
базе средней школы №28 г. Мурманска. Исследовалась
возможность актуализации знаний и навыков на уроках математики
в классах среднего звена общеобразовательной школы. Проводилось
накопление фактов о результативности применения специальных
дидактических материалов. Наблюдались и анализировались уроки
математики в классах и учебных заведениях различного профиля. На втором этапе (1995-2000 гг.) экспериментальная работа
продолжались на базе Мурманского морского (с 1996
года - политехнического) лицея и лицея №1 г. Мурманска.
Апробировались различные модели учебной деятельности
на уроках математики. Уточнялись целевые установки
исследования, проводился анализ выборочных срезов с
целью выяснения возможностей восстановления утраченных
знаний и навыков учащихся при обучении математике.
Проводились сравнительные эксперименты, в ходе которых
проверялась эффективность разрабатываемой системы
формирования новых понятий на основе актуализации ранее
приобретенных знаний и навыков. Экспериментальные
данные были получены в результате проведения учебных
занятий, а также изучения и обобщения опыта исследований
в рамках НИР МГТУ учителей-экспериментаторов города
Мурманска и Мурманской области.
На третьем этапе (2000-2003 гг.) разрабатывались и
апробировались учебные дидактические материалы,
обобщались результаты исследования. Экспериментальные
данные в этот период были получены в результате
проведения учебной работы в лицее №1 г. Мурманска.
Достоверность полученных результатов обеспечивается
Научная новизна данного исследования состоит в том,
что в нем:
Теоретическая значимость
исследования состоит в том,
что в нем:
Практическая значимость работы состоит в возможности
использования методических рекомендаций по формированию
и восстановлению математических знаний и навыков учителями
математики в их практической деятельности. На основе
результатов исследования (в соавторстве с руководителем
НИР МГТУ Н.А. Резник) разработаны визуальные тетради
по темам: “Площадь треугольника”, “Теорема Пифагора”,
"Подобие треугольников”, “Замечательные углы и числа”,
"Синус и косинус, тангенс и котангенс”, “Отношения
в прямоугольном треугольнике” и экспериментальные
материалы по теме “Алгебраические дроби”, которые
могут быть широко применены для подготовки к урокам
учителей математики 8-9 классов основной школы. Эти
материалы могут служить моделью для разработки
подобных дидактических материалов, посвященных
изучению тех математических понятий, которые
вызывают особые затруднения у учащихся, быстро
теряющих знания и навыки при переходе к новым
разделам курса.
Внедрение результатов исследования
осуществлялось в период
с 1993 по 2003 гг. В период с 1993 по 1998 гг. автором
данного исследования были апробированы визуальные
дидактические материалы, предназначенные для преподавания
математики в общеобразовательной школе. С 1999 по 2003
годы разрабатывались и внедрялись в учебный процесс
комплекты новых визуальных дидактических материалов
по различным темам математических курсов для 7-10 классов,
а также учебные пособия “Визуальная геометрия”
(тетради №11-16).
Апробация результатов исследования была осуществлена на конференциях и семинарах:
Применение основных практических результатов данной работы отражено в 16 актах о внедрении (Мурманский государственный технический университет), а также в 5 отчетах по НИР МГТУ: Диссертация состоит из введения,
двух глав, заключения и шести приложений. Объем
диссертации 137 с., из них на библиографический список
приходится 15 с. Основной текст работы (и текст приложений)
содержит 3 таблицы, 4 диаграммы, 3 гистограммы (2) и
2 номограммы (4). Приложения занимают 36 с.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
формулируются проблема, цель и гипотеза, определяются объект,
предмет, задачи и методы исследования, раскрываются новизна,
теоретическая и практическая значимость работы, излагаются
основные положения, выносимые на защиту. В основу первого параграфа “Что лежит в основе “усталости”
ребенка: его учебная перегрузка или неудачи в обучении?”
положены: обзор инструктивных документов Министерства
образования, в которых проблема учебной перегрузки
школьников нашла отражение; представление взглядов на
функции и роль учебника математики в процессе обучения;
анализ причин, гасящих внимание и вызывающих утомление
ученика при получении учебных знаний и формировании
необходимых навыков; определение возможных подходов
к проблеме восстановления утраченных знаний и навыков
при обучении математике. В основу второго параграфа “Принцип наглядности в учебной
информационной среде” положены представление об эволюции
взглядов на использование принципа наглядности; обзор
современных психологических данных о работе мышления
в процессе обучения; описание роли рисунка в представлении
учебных математических знаний; обсуждение возможностей
использования специальной информационной среды в
обучении математике. История развития дидактики связана с именами великих
педагогов и психологов, развивавших и совершенствующих,
начиная с XVII века, ее основные принципы. Особое место
среди них занимает положение о наглядности обучения,
которое развивается и обогащается по сей день в связи с
новыми открытиями в сфере визуального мышления
человека и свойств его памяти. Закономерности, связанные с особенностями зрительного
восприятия знаковой информации, были предметом пристального
изучения русских и западных ученых (Р. Арнхейм,
Л.М. Веккер, Р.М. Грановская, Р.Л. Грегори, В.П. Зинченко,
М. Иден, А.Р. Лурия и другие). В.П. Зинченко определил
визуальное мышление как “человеческую деятельность, продуктом
которой является порождение новых образов, создание новых
визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку
и делающих значение видимым”(Зинченко В.П. Современные проблемы образования
и воспитания //Вопр. философии. - 1973. - №11). Работы американского
психолога Р. Арнхейма положили начало современным
исследованиям роли визуального мышления в познавательной
деятельности, которая коренным образом меняет взгляд на
традиционную наглядность, отдавая приоритет визуализации
практически любого учебного материала. Под визуализацией в данном исследовании понимается
представление, структурирование и оформление учебного
материала, основанное на различных способах предъявления
информации (текст-рисунок-формула) и взаимосвязей между
ними, способствующих активной работе умо-зрительного
мышления ученика при чтении и осмыслении учебного
текста. В настоящем исследовании нашел свое
подтверждение и развитие тезис о том, что визуализация
учебного материала лежит в основе визуальной среды
обучения, представляющей собой совокупность условий
обучения, в которых акцент ставится на использование
и развитие визуального мышления учащихся. При этом
феномен “визуального мышления” рассматривается как
“психический механизм, ответственный за неоднократно
повторяющуюся обработку поступающей через зрение,
“обновляющейся” и преобразовывающейся информации” (Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н.А.
Информационная среда обучения. - Спб.: Свет, 1997). Вторая глава “Актуализация знаний и навыков в процессе
формирования новых понятий и алгоритмов” посвящена
демонстрации полезности подхода к пропедевтике введения
новых понятий как к средству предотвращения потери учебных
знаний и навыков школьников, а, следовательно, и к фактору
устранения их умственной перегрузки во время школьных уроков.
В первом параграфе “Профилактика возможных пробелов и
практические исследования при введении учебных понятий”
рассматриваются вопросы, посвященные: проблеме остаточных
знаний и навыков; повторению пройденного перед введением
новых знаний; пропедевтике и закреплению (на основе
визуализации) новых математических понятий; восстановлению
традиций в изложении математической теории на примере
тригонометрической части курса математики 8-го класса. Первый из них сосредоточен на уязвимости остаточных знаний
и навыков. Выработка прочных навыков представляет собой
довольно сложный и длительный процесс. Нередки случаи,
вынуждающие учащихся “срочно приобрести” необходимые
навыки автоматически, игнорируя соответствующую учебную
теорию. Но в таком случае этот процесс может оказаться
неэффективным, поскольку навыки, приобретенные вне
знаний, оказываются “однодневками”. Особо выделен вопрос о специальной профилактике потери
остаточных знаний и навыков тех разделов школьного курса
математики, которые особенно быстро забываются и плохо
восстанавливаются. Если бы пробелы в знаниях и навыках
школьника были обнаружены при их первом появлении, то
скорректировать деятельность ученика было бы легко, в
противном случае, как правило, образуется одна из главных
“неудач в обучении”. По обычной методике в школьном
курсе геометрии 8 класса практически одновременно (часто
на одном уроке) учащиеся знакомятся с тремя начальными
понятиями тригонометрии: синусом, косинусом и тангенсом
(а иногда и котангенсом) острого угла, как отношениями
сторон прямоугольного треугольника, что вызывает массу
затруднений у учащихся. Так, например, плохо усваиваются
и быстро забываются определения синуса и косинуса угла.
Обилие терминов и наименований, невозможность
представить (увидеть) каждое из этих отношений приводит
к тому, что учащиеся постоянно путаются в их структурах,
затрудняются в нахождении их значений даже для углов
в 30, 45 и 60 градусов. Позитивная роль визуальной пропедевтики введения новых
понятий продемонстрирована на примере тетради
“Замечательные углы и числа”, в основу которой положена
идея стандартного математического образа. На страницах
этой тетради в “режиме наблюдений” идет знакомство с
тригонометрической окружностью, причем особое внимание
уделяется построению ее I-й четверти. Хотя данный материал в программе по математике для
восьмого класса общеобразовательной школы отсутствует,
он введен для того, чтобы учащиеся увидели, откуда
берутся так называемые “замечательные числа”, и в дальнейшем
легче воспринимали определения синуса, косинуса, тангенса и
котангенса острого угла. Так, к примеру, материал упомянутой
тетради на странице “Замечательные углы и числа на радиусах”
ориентирован на построение замечательных углов первой четверти
тригонометрической окружности и нахождение соответствующих
им замечательных чисел на ее горизонтальном и вертикальном
радиусах
(рис. 1). Затем на первых страницах следующей тетради выводятся
определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого
угла. Учащиеся с помощью визуальной модели учатся находить
значения синусов и косинусов острых углов; вырабатывают
навыки построения и измерения тангенсов и котангенсов
острых углов
(рис. 2). Второй параграф “Возможности визуализации учебной
математической теории для восстановления и расширения
учебных знаний” посвящен обновлению традиционных и
формированию новых математических алгоритмов на примере
одной из важнейших тем школьного курса математики 7-8-х
классов основной школы “Алгебраические дроби”. Пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся за семилетнюю
школу ведут к тому, что их успешное обучение в старших
классах становится затруднительным. При переходе в другую
школу, лицей или гимназию такие ученики страдают особенно
сильно. Они путаются в понятиях, с ошибками применяют
формулы и делают многочисленные вычислительные ошибки.
В этих условиях есть три пути продолжать обучение детей в
очередном классе школы. Первый из них директивный:
заставить учащихся вновь выучить забытые правила и прорешать
определенное количество примеров, добиваясь положительных
результатов. Опыт показывает, что этот путь в обучении
современных детей и подростков не эффективен. Второй
путь более традиционен: образование продолжается на
имеющейся основе. Однако в этом случае работу учителя и
успехи детей для объективности следовало бы оценивать только
по той части курса, знания которого формируются на конкретном
этапе обучения. Третий путь, при котором утраченные знания и
навыки формируются как бы заново, одновременно с прохождением
программного материала, постулируется и реализуется в данном
исследовании как наиболее перспективный. Демонстрируемые в данной части исследования методические
приемы основаны на возможности: свертывания мыслительных
операций в ходе визуализации алгоритмических действий;
использования навыков визуального поиска в традиционных
подходах к изучению учебной математической теории и при
выполнении практических заданий. Поскольку специально выделенных часов на повторение в 8-ом
классе для ликвидации пробелов в навыках вычислений и
преобразований алгебраических выражений, знаний формул
сокращенного умножения и т.д., явно недостаточно, то очередной
раз “всплывает на поверхность” вопрос о соотнесении знаний и
навыков в традиционной системе ЗУНов. Естественно, что при
этом актуализация необходимых навыков должна идти в
несколько ином режиме, чем сам собственно процесс их
формирования, иначе она может занять слишком много
времени и не помочь выполнению цели. Согласно задачам данного исследования в 1995 году были
разработаны специальные сценарии таких уроков для восьмых
классов Мурманского морского лицея. Целью ставилось,
чтобы ученики приходили к нужному результату без письменного
оформления промежуточных вычислений, определяя общие
элементы информации и производя с ними действия, выявляющие
ее структуру. К примеру, с помощью наблюдений было выведено
правило: если общий числовой множитель имеется у
всех слагаемых числителя и у всех слагаемых
знаменателя дроби, то всю дробь можно сократить на этот
множитель. По материалам задачника для 7-го класса, выпущенных
Санкт-Петербургским Институтом Продуктивного обучения
РАО (Башмаков М.И., Резник Н.А. Задачник по алгебре
для 7 класса общеобразовательной школы. - СПб.: Изд-во
ЦПО “Информатизация образования”, 2001. - 248 с.), был разработан и проведен открытый урок
“Многоэтажные дроби” в восьмом классе мурманского
лицея №1. Эта тема в действующих учебниках отражена
недостаточно. Иногда “многоэтажность” заменяется
традиционным действием деления, что приводит к не всегда
оправданно громоздким вычислениям. На уроке планировалось
реализовать идею составления алгоритма преобразования
многоэтажной дроби самими учащимися. В задачи урока
входило: сформировать алгоритм работы с многоэтажными
дробями; научиться использовать его при преобразовании
выражений; убедиться в том, что алгоритмы позволяют
рационально выполнять математические операции, и что
каждый сам может их создавать. В итоге ученики “изобрели”
собственный алгоритм
(рис. 3). Учителя, наблюдавшие работу
восьмиклассников, отметили, что учащиеся свободно
ориентировались в материалах, выполняли задания достаточно
быстро. Третий параграф второй главы “Эксперимент” посвящен
экспериментальной работе по теме данного исследования,
которая осуществлялась в течение десяти лет. Поисковый
эксперимент проходил с 1993 по 1995 годы на базе
средней школы №28 г. Мурманска. В 1995-2000 гг.
экспериментальными площадками служили Мурманский
политехнический лицей и лицей № 1 г. Мурманска. С 2000
года по 2003 год эксперимент был сосредоточен в
Мурманском лицее №1. Результаты отражены в отчетах
по НИР МГТУ “Становление и методическое обеспечение
курса математики в системе “Лицей-ВУЗ” и “Исследование
параметров и формирование дидактического обеспечения
визуальной среды обучения”. Всего в эксперименте участвовало
около 950 человек. Выявленные пробелы в знаниях и навыках учащихся контрольных
классов устранялись в ходе работы над их восстановлением по
традиционным методикам. Эксперименты показали, что
наиболее трудно поддаются восстановлению (а даже если
восстанавливаются, то на короткий срок) формулы
сокращенного умножения, вычислительные навыки, навыки
действий с положительными и отрицательными числами, с
обыкновенными и десятичными дробями (гистограмма, указан процент учащихся, допустивших ошибки, при
выполнении заданий проверочной работы).
В экспериментальных классах, где при формировании и
актуализации математических знаний и навыков у учащихся
использовались визуальные материалы, отмечались более
быстрое и прочное усвоение новых и восстановление
утраченных знаний и навыков, повышение “уровня
обученности” и “качества знаний”, смена в лучшую
сторону самооценки учащихся, увеличение интереса
к предмету. Контрольный срез за первое полугодие
по теме “Неравенства”, которая изучалась в гуманитарном
классе Мурманского политехнического лицея в
1999-2000 учебном году с использованием визуальных
материалов, показала повышение “уровня обученности”
по сравнению с первоначальным срезом по остаточным
знаниям с 30% до 96%, “качества знаний” - с 13% до
61% (диаграммы 1 и 2).
Эксперименты подтвердили, что, если знания сформированы или
восстановлены корректно, в нужное время (по возрасту), и в
необходимые сроки (по программе), то они прочно оседают в
долгосрочную память. Актуализация, при необходимости, забытого
материала идет быстро и довольно успешно. Таким образом, было получено экспериментальное подтверждение
гипотезы: если широко использовать подход к формированию
учебных математических знаний и навыков, основанный на
визуальной пропедевтике учебных понятий, то можно
устранить затруднения школьников при усвоении программного
материала, избежать перегрузки учащихся, связанной с забыванием
ранее изученного материала, в процессе обучения математике. В заключении изложены основные выводы и результаты
исследования. 1. На основе обзора документов в области образования и
изучения взглядов на роль и функции учебника в обучении
математике установлено следующее. Разнообразные попытки
устранить перегрузку обучаемых за счет освобождения
учебных программ и учебников от излишне усложненного
или второстепенного материала и определения оптимального
объема знаний и навыков, обязательных для овладения
всеми учащимися, оказались недостаточными для
позитивного разрешения данной проблемы. 2. К факторам дидактогенного характера, вызывающим
переутомление школьников при получении учебных
знаний и формировании навыков, относятся: частое
пребывание в ситуации неуспеха или его ожидания;
предыдущие неудачи в обучении или непонимание
подлежащего усвоению материала; не всегда
соответствующая возрастным особенностям организация
учебной деятельности. 3. Расстановка методических акцентов в традиционной
триаде: “знания, умения и навыки” привела к изменению
порядка ее составляющих, ставя навык впереди умения.
При этом под умением понимается способность осознанно
выполнять сложное действие, требующее наличие ряда
навыков, возможность выполнять это действие в различных
условиях, используя имеющиеся знания и вновь
приобретенные навыки. 4. Исследование влияния способов предъявления учебной
математической информации в визуальной среде обучения,
позволило убедиться в том, что снять перенапряжение и
усталость учащихся на уроках математики возможно,
если использовать в обучении зрительные образы, так
как эти образы легче воспринимаются, лучше
запоминаются и быстрее воспроизводятся. 5. Экспериментальная проверка эффективности специальных
средств и приемов, позволяющих на разных этапах обучения
формировать новые и актуализировать усвоенные ранее
математические знания и навыки, показала, что визуальная
пропедевтика нового понятия, а также периоды специального
повторения и закрепления дают возможность предупредить
перегрузку школьников, которая неизбежна, когда ученик
чего-то не помнит или не знает. Противоречие между необходимостью достижения нового качества
школьного образования и индивидуальными физическими и
умственными возможностями учащихся можно несколько
погасить. Для этого необходимо создать условия, которые
обеспечивают не только разнообразные формы представления
и передачи знаний, но и основу для индивидуализации обучения,
что должно приводить в итоге к уменьшению стрессовых ситуаций,
и, как следствие, к более прочному овладению необходимыми
знаниями и навыками. Возможность разрешения противоречия между новыми
результатами психологических исследований и отсутствием
конкретных методик их применения при обучении математике
в общеобразовательной школе во многом определяет успешное
внедрение в учебный процесс специальных методов, приемов
и средств обучения, направленных на развитие визуального
мышления учащихся. Основное содержание диссертации отражено в публикациях: 1. Иванчук Н.В. Восстановление утраченных знаний и навыков
//Математика в школе. - 1996. - №6. - С. 6-10 (0,4 п.л.)
(в соавторстве с Резник Н.А., авторство не разделено). | ||||
Авторефераты | Визуальные уроки |Библиография
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Гостевая книга | Новости сайта | Контакты | Разное
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |