Главная -> Наши публикации -> Авторефераты диссертаций ->Автореферат диссертации Павловой О.А.

 
ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Павлова Ольга Александровна

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

   

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

   Москва - 2004

    Работа выполнена на кафедре общей педагогики Мурманского государственного педагогического университета.

 

Научный руководитель:

   доктор педагогических наук, доцент Н.А. Резник.

 

Официальные оппоненты:

   доктор педагогических наук, профессор Л.А. Безбородова;
   кандидат искусствоведения, доцент Л.А. Купец.

 

Ведущая организация:

   Вологодский государственный педагогический университет

   Защита диссертации состоится “17” мая 2004 года в 16.00 часов на заседании Диссертационного Совета К 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571,г.Москва, пр. Вернадского, д. 88, ауд. 413.

    Ученый секретарь
   диссертационного совета

Е.Н. Землянская.

  

Общая характеристика работы

          Актуальность и постановка проблемы исследования. В конце ХХ века определились новые направления в подходе к начальному и среднему образованию. В центре внимания оказались не столько сами результаты обучения, сколько внимание и бережное отношение к личности учащегося, к его возможностям и потребностям. В связи с этим все большее признание завоевывает обучение, направленное на активизацию учебной деятельности ученика, развитие различных сторон его мышления.

         При новом подходе выявляются тревожащие психологов и педагогов обстоятельства, которые определили основные направления данного исследования.

  1. Развитие современных информационных технологий привело к существенному изменению характера предъявления информации, а также к увеличению объема ее во времени и пространстве. Увеличившийся информационный поток породил явление, которое мы обозначаем как “переполнение памяти”, что ведет к ослаблению ее возможностей, к погашению способности быстро восстанавливать полученные ранее знания.

  2. Как следствие этого наблюдается падение интереса к чтению учебной и художественной литературы. Резко снизилась способность воспринимать вербальную и знаковую информацию, гаснет интерес к учению не только в старших, но и в младших классах школы. Дети превращаются в пассивных слушателей, формирование учебных знаний, умений и навыков у них идет с большим трудом.

  3. На данном фоне особую остроту приобретает факт явной недостаточности дидактического обеспечения учебного процесса в системе музыкально-эстетического образования, в результате чего каждый преподаватель вынужден разрабатывать “кустарным” способом свои вспомогательные материалы, формировать собственные (частные) методики.

         Сложившиеся методы обучения не решают многих современных задач, в частности использования возможностей зрительного восприятия и развития визуального мышления ученика, что приводит к необходимости их обновления, разработки новых способов передачи знаний, использования специальной информационной среды обучения.

         Рассмотрение вопросов о

  • приемах, обеспечивающих продуктивную работу мышления в данной среде;

  • дидактическом обеспечении этой среды;

  • организации индивидуальных маршрутов обучения в такой среде

позволяет понять, как подобная среда может обеспечить успешное музыкально-эстетическое развитие ребенка.

         Современные методы обучения требуют для своей реализации гораздо больше учительских усилий и технических средств, чем традиционные способы преподавания предмета. На наш взгляд, это происходит потому, что разработчики дидактических средств обучения мало уделяют внимания центральным в этом аспекте вопросам: как обеспечить продуктивную работу ребенка, как активизировать его учебную деятельность, опираясь на его чувственное восприятие.

         Согласно современным психологическим воззрениям, основой для интеллектуальной деятельности ученика является визуальное мышление, поскольку способность оперировать образами имеет прямое отношение к формированию его интуитивного опыта, умения взглянуть на нестандартную ситуацию под новым углом зрения, готовности опираться на собственное воображение в условиях недостатка информации и т.д.. “Теория разумного глаза”, активно развивающаяся в последнее время, позволяет посмотреть на принцип наглядности обучения с новых позиций: речь идёт не просто об опоре на наглядные впечатления ребенка, но о формировании его образного опыта, в частности, способности к “умо-зрительной” интеллектуальной деятельности. Согласно этому, настоятельно назрела “необходимость перейти от наивного использования наглядности, как средства повышения эффективности урока, к формированию визуальных знаковых понятий, которые по своему объему, степени обобщенности могут не уступать привычным вербальным понятиям”.

          Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью нового подхода к реализации принципа наглядности на начальном этапе обучения и потребностью использования механизмов развития зрительного (визуального) восприятия ученика (в том числе и при изучении музыкально-теоретических дисциплин).

         В качестве модели реализации подобного подхода была выбрана визуальная среда обучения, в структурировании и функционировании которой положено применение трех способов (текст-рисунок-формула) предъявления учебной знаковой информации. Данная модель опирается на природный механизм получения человеком информации - зрение, что ставит ее в один ряд с современными, в том числе и компьютерными средствами обучения.

         Это определило выбор темы диссертационного исследования - “Визуальная среда обучения в процессе музыкального развития младших школьников”. Отсюда же вытекает и проблема исследования: каковы педагогические условия формирования дидактического обеспечения визуальной среды обучения в процессе музыкального развития младших школьников (в системе дополнительного образования)?

         Решение данной проблемы составляет цель исследования.

         Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что многие исследователи рассматривают вопросы изложения материала в учебных пособиях и организации работы с ним (Г.Г. Граник, А.Е. Дмитриев, Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, В.М. Монахов и другие).

         В последнее время появились диссертационные исследования, посвященные разработке новых учебных изданий как в системе общего, так и дополнительного начального образования (Е.А. Младковская, Е.А. Привалова, Н.В. Семенюченко, В.И. Смирнов и другие).

         Важное значение для данного диссертационного исследования имеют труды, связанные со спецификой музыкально-эстетического образования, развитием комплекса музыкальных способностей учащихся. Автор опирается на теоретические положения и методические идеи педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Безбородовой, А.Н. Малюкова, М.И. Ройтерштейна, Г.М. Цыпина и других. Проведенный анализ литературы показывает, что современные исследователи активно рассматривают вопросы, связанные с представлением учебного материала. Однако проблема дидактического обеспечения учебного процесса в системе дополнительного музыкального образования не нашла в них достаточно широкого отражения.

         Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в системе дополнительного образования. Предмет исследования - визуальная среда обучения как дидактическая система, обеспечивающая музыкальное развитие младших школьников на уроках сольфеджио.

         В исследовании развиваются и практически реализуются теоретические положения нового научного направления, разработанные учеными Института Продуктивного Обучения Российской Академии Образования, и реализуемые в различных предметных областях школы и вуза исследовательской группой молодых ученых и учителей-экспериментаторов, являющихся исполнителями научно-исследовательской работы (НИР) Мурманского государственного технического университета “Исследование параметров и формирование дидактического обеспечения визуальной среды обучения” (гос. рег. № 01.20.0000392).

         Гипотеза исследования заключается в следующем. Использование в учебных пособиях наглядных образов в музыкальном образовании учащихся начальных классов

  • может превратиться из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное средство;

  • способно обеспечить музыкальное развитие учащихся, позволит повысить стремление к учению, закрепить устойчивый интерес, активизировать их учебную деятельность

при следующих педагогических условиях:
  1. адекватности визуального материала психолого-возрастным особенностям младших школьников;

  2. системного подхода в структурировании учебного материала;

  3. взаимосвязи текста, рисунка и формулы в способах формирования знаний, умений и навыков детей средствами знаковой музыкальной информации.

         Соответственно цели и гипотезе поставлены задачи исследования:

  1. систематизировать на основе анализа психолого-педагогической и музыковедческой литературы представления о работе зрительного восприятия младшего школьника в процессе обучения;

  2. обосновать возможность решения проблемы реализации принципа наглядности обучения на основе визуализации содержания музыкальной теории, позволяющей использовать способности зрительного восприятия ученика начальной школы;

  3. выявить наиболее целесообразные приемы использования и развития визуального восприятия учащихся младшего школьного возраста при изучении музыкально-теоретических дисциплин;

  4. определить педагогические условия формирования и применения дидактического обеспечения визуальной среды обучения в процессе музыкального развития младших школьников;

  5. провести экспериментальную проверку гипотезы, исследуя результаты обучения учащихся на основе специальных дидактических материалов, предназначенных для изучения музыкальной грамоты.

         Методологическую основу работы составили исследования, связанные:
         с методологическим подходом, опирающимся на философские основания о ценностно-смысловых функциях музыкального образования (Аристотель, Г. Ф. Гегель, И. А. Ильин, М. С. Каган и другие);
         с общими психолого-педагогическими представлениями об особенностях и закономерностях развития мышления школьника в процессе обучения (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и  другие);
         с проблемами теории школьного учебника (Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. Оконь, Н. Ф. Талызина и другие);
         c принципом наглядности обучения (Я. А. Коменский,Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и другие);
         со зрительным восприятием, позволяющим расширить возможности учебной деятельности учащихся (Р. Арнхейм, В. П. Зинченко, М. С. Шехтер, И. С. Якиманская и другие).

         Теоретическую базу исследования составили:
         труды психологов, ориентированные на исследование музыкального восприятия и мышления (М. Г. Арановский, Б. Д. Богоявленская, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, Г. В. Иванченко, Д. В. Кирнарская, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов и другие);
         работы музыковедов, посвященные проблемам преподавания сольфеджио и музыкальной грамоты (Б. В. Асафьев, Е. В. Давыдова, Л. М. Масленкова, Л. А. Островский и другие);
         теоретические положения нового научного направления, связанные с современными подходами к процессу передачи учебных знаний (М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник).

         Методы исследования: анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы, аналогия и моделирование, наблюдение, опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

         Практической предпосылкой исследования вилась необходимость изменения условий обучения, связанная с появлением Концепции художественного образования в Российской Федерации (2001 г.), согласно которой определяющей становится адаптивность процесса обучения к уровням и особенностям развития и подготовки школьника.

         Научная новизна исследования состоит в том, что в нем
         - раскрыты сущность визуализации содержания учебного гуманитарного текста (на примере материала музыкальной грамоты);
         - обосновано положение о возможности реализации предметов гуманитарного цикла в визуальной среде обучения (на примере предмета сольфеджио);
         - расширено представление о возможностях реализации принципа наглядности на начальном этапе обучения, основанных на использовании визуального восприятия учащихся при изучении музыкально-теоретических дисциплин.

         Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней
         - расширена область применения нового теоретического направления, в основу которого положено формирование стандартных зрительных образов, облегчающих изучение учебного материала;
         - определены педагогические условия использования и развития визуального восприятия в музыкальном образовании;
         - конкретизированы и экспериментально обоснованы условия формирования дидактического обеспечения визуальной среды обучения, в рамках которой осуществляется реализация принципа наглядности на начальном этапе обучения в музыкальном образовании.

         Практическая значимость работы состоит в том, что
         - получены данные о возможности использования визуального восприятия и развития визуального мышления учащихся младшего школьного возраста в системе дополнительного музыкального образования;
         - разработаны и апробированы дидактические материалы “Визуальная музыкальная грамота”, применение которых позволяет существенно повысить эффективность использования и развития визуального восприятия при обучении музыкально-теоретическим дисциплинам в начальных классах в музыкальном образовании;
         - теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, преподавателей музыки общего образования, в работе курсов повышения квалификации работников просвещения и культуры.

         Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены
         – методологическим подходом, опирающимся на философские положения о ценностно-смысловых функциях музыкального образования;
         – анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки;
         – применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, соответствующих его целям, задачам и логике;
         – сочетанием количественного и качественного материала и данных передового педагогического опыта;
         – экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций;
         – публикацией дидактических материалов, получивших положительную оценку музыковедов, преподавателей, учащихся и их родителей.

         Этапы работы.
         На первом этапе (1998-1999 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, осуществлялся анализ условий музыкально-эстетического образования в учреждениях разного типа, проводился анализ визуальных уроков математики.
         На втором этапе (1999-2000 гг.) разрабатывались и апробировались учебно-методические материалы “Визуальная музыкальная грамота”, предназначенные для начального этапа обучения музыкальной грамоте в школах системы дополнительного музыкального образования.
         Третий этап (2000-2003 гг.) был связан с внедрением визуальных дидактических материалов в учебный процесс и проверкой влияния этих материалов на организацию учебной деятельности учащихся, умение применять полученные знания в разных учебных ситуациях, рост уровня самостоятельной деятельности.

         Экспериментальная база.
         В исследовании приняли участие: детские музыкальные школы г. Североморска и г. Кандалакши; детские школы искусств пос. Росляково и г. Полярные Зори; музыкально-эстетические центры средней общеобразовательной школы №34 и гимназии №8 г. Мурманска; средняя общеобразовательная школа пос. Зверосовхоз; Мурманское музыкальное училище. В экспериментальной работе приняли участие 1244 учащихся и 20 преподавателей средних школ и учреждений дополнительного музыкального образования Мурманской области.

          На защиту выносятся следующие положения:

         1. Новый подход к реализации принципа наглядности обучения в преподавании музыкально- теоретических дисциплин может быть основан на организации зрительного восприятия учащимися младших классов при помощи специально сформированной и структурированной учебной музыкальной информации.
         2. Специфика визуальной среды обучения как дидактической системы соответствует задачам музыкального образования в учреждениях разного типа, обеспечивает эффективность и комфортность музыкального развития учащихся начальных классов.
         3. Дидактическое обеспечение предмета сольфеджио в визуальной среде обучения определяется соблюдением педагогических условий, адекватных специфике возрастных особенностей развития визуального мышления младших школьников.

         Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в период с 1999 г. по 2003 г. на
   межрегиональной научно-практической конференции “Учитель XXI века: проблемы последипломного образования” (Мурманск, 1999 г.);
   научно-практических конференциях
       “Музыкальное образование на рубеже XXI века” (Санкт-Петербург, 1999 г.);
       “Специалист региона XXI века” (Мурманск, 2000 г.),
       преподавателей и аспирантов МГПИ (Мурманск, 2001 г);
   научно-методической конференции “Современные проблемы высшего образования” (Мурманск, 2001 г.);
   всероссийской научно-технической конференции “Наука и образование - 2002"(Мурманск, 2002 г.);
   семинарах для преподавателей музыки Мурманского педагогического колледжа (Мурманск, 2002 г.) и учителей музыки средних школ г. Мурманска и Мурманской области (Мурманск, 2001-2002 г.);
   курсах повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин и класса фортепиано детских музыкальных школ и детских школ искусств г. Мурманска и Мурманской области (Мурманск, 2000-2003 гг.);
   совещаниях директоров и завучей детских музыкальных школ и детских школ искусств Мурманска и Мурманской области (Мурманск, 2000 г., 2001 г.).

   Применение основных практических результатов данной работы отражено в 22 актах о внедрении (Мурманский государственный технический университет), а также в двух отчетах по НИР МГТУ (тема “Исследование параметров и формирование дидактического обеспечения визуальной среды обучения”, № 01.20.0000392, 2000 и 2001 гг.).

   Основное содержание диссертации отражено в 13 публикациях.

         Структура диссертации.
         Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (186 наименований) и приложения. Объем диссертации 164 с. Основной текст содержит 22 иллюстрации, 2 таблицы, 2 диаграммы, 1 гистограмму. Приложение занимает 42 страницы (34 иллюстрации, 8 таблиц, 8 диаграмм, 4 гистограммы).

Основное содержание диссертации

          Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены проблема и цель исследования, определены объект, предмет, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены исходные методологические основы, содержатся сведения об апробации и внедрении результатов работы.

         В течение достаточно длительного времени музыкальное образование в России находилось в относительно благополучных условиях: количество детей, желающих обучаться музыке, было велико, наблюдался значительный интерес со стороны их родителей. В настоящее время в связи с изменившимися и усложнившимися социальными условиями в первые классы детских музыкальных школ нередко приходят дети со слабо развитым музыкальным слухом.

         С особой остротой встает вопрос о создании такой учебной литературы, которая учитывала бы отмеченную психологами и педагогами “компьютерную” логику мышления детей младшего школьного возраста, ассоциативность, мотивационную установку на “нравится - не нравится” (вместо “надо - не надо”, “можно - нельзя").

         В первой главе - "Теоретические предпосылки использования принципа наглядности в учебной литературе для учащихся начальных классов" - представлен краткий анализ психолого-педагогических представлений об основных особенностях мышления учеников первых классов начальной школы и отражения результатов этих исследований в учебной литературе для детей, в частности литературе по музыкальному образованию.

         Краткий обзор ежегодника “Проблемы школьного учебника”, начатого в 70-х годах XX века издательством “Просвещение” показал, что в основу статей его авторов (Е.И. Перовский, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, И.Д. Зверев, Г.Г. Граник, И.Я. Лернер, В.Г. Бейлинсон и другие) было положено развитие теоретических положений об учебнике, о тех его функциях и нормах построения, которые обусловливают степень его полноценности.

         Особое значение авторы придавали идеям Е.И. Перовского, которые можно было изложить так: при разработке школьных учебников необходимыми условиями являются ясность, точность, сжатость, экономность изложения, разновидности научного стиля, живость, выразительность, в меру образность, а в отдельных случаях и эмоциональность языка.

         Ко времени выпуска 20-го сборника окончательно было признано несостоятельным положение о том, что учебник предназначен для краткого повторения изученного материала. И.Я. Лернер поставил вопрос о рассмотрении учебника как стратегической и тактической моделях учебного процесса.

         Сольфеджио как учебная дисциплина имеет давние традиции. Ретроспективный обзор отечественной литературы для сольфеджио и музыкальной грамоты, применявшейся для обучения предмету на рубеже XIX-ХХ веков (К. Альбрехт, Р. Гуммерт, П.Н. Драгомиров, Н.М. Ладухин, Г.А. Маренич, А. Рубец, Л.А. Саккетти и др.) показал, что на начальном этапе обучения музыкальные понятия и логические взаимосвязи между ними закладываются в основном на уроках сольфеджио.

         Наиболее востребованные в России второй половине XX века учебники сольфеджио (М.П. Андреева, М.Н. Антошина и Н.С. Надежина, А.В. Барабошкина, Н.Б. Баева и Т.А. Зебряк, Е.В. Давыдова и С.Ф. Запорожец, Б.В. Калмыков и Г.А. Фридкин, Ж.Л. Металлиди и А.И. Перцовская и другие) можно объединить в две основные группы: учебники, являющиеся сборниками мелодий для пения и учебники с изложением музыкально-теоретического материала.

         Учебники и учебные пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам 90-х годов (Л.Н. Алексеева, С.С. Альтерман, Н.В. Белая, Г.Ф. Калинина, Т.Е. Первозванская, Ю.В. Фролова и другие) отличаются от предшествующих. Анализ их именно с точки зрения зрительного восприятия и возможного последующего осмысления предлагаемого в них содержания учебного материала, его элементов и структуры показал, что они отличаются специальной методической направленностью, разнообразием способов изложения музыкально-теоретического материала, расширением круга учебных задач.

         Работа с нотным текстом связана в первую очередь работой со знаковой информацией. Музыкальная грамота, особенно на первых этапах ее изучения, выступает как “музыкальная азбука”. Отношения между понятиями музыкальной грамоты характеризует жесткая логика, поэтому музыкальная грамота может рассматриваться и как “музыкальная математика”. В связи с таким подходом стало необходимым специально рассмотреть понятия “учебной знаковой информации”, а также понятия “элемента” и “структуры” визуальной (нотной) информации, и продемонстрировать возможности их зрительного восприятия в нотных текстах различного характера.

         В процессе образования музыкально-теоретических представлений у каждого учащегося формируются понятия, составляющие суть темы учебного предмета. Особую роль в этом процессе имеет начальный этап формирования понятия, в успешной реализации которого немалую роль могут сыграть специальные формы и средства представления учебного материала.

         Далее рассматривается вопрос о возможности нового решения проблемы реализации принципа наглядности, позволяющего включить способности визуального восприятия ученика при изучении им музыкальной грамоты на уроках сольфеджио.

         Начиная с эпохи Я.А. Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения, и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего времени. В то же время в современных условиях жизни все более заметную роль играет опора на визуальное мышление. Уже в первом классе дети способны внимательно следить за развитием музыкального образа и в малых формах, и в достаточно крупных произведениях. Внимание и концентрация мысли, активизация не только музыкального мышления, но и визуального восприятия являются основой успешного функционирования учебной деятельности.

         Уточнение взглядов на соотношение наглядности в обучении с воздействием так называемой визуализации учебного материала на мышление младшего школьника позволило сделать следующие выводы.

         Принцип наглядности оправдывает себя там, где содержанием обучения являются внешние свойства, признаки вещей. Там, где важны связи, отношения предметов, наглядности становится недостаточно. Ребенок не просто видит предъявляемый ему материал. Он работает с ним, воспроизводя его объекты и усваивая правила действий с ними. Появляется необходимость активизации мыслительных действий, позволяющих осмыслить связи и отношения между предметами и явлениями. Именно этим обосновывается разделение наглядных средств обучения и визуализации учебного материала с одновременным определением роли и значения каждого из них в период обучения учащихся в младшей школе.

         Во второй главе - "Визуальная среда обучения как дидактическая система музыкального развития учащихся начальных классов" - представлено описание специальной информационной среды обучения. Фактически нотный текст - это визуальная среда. Его объекты воспринимаются в первую очередь зрением. Естественно, что такая среда должна учитывать принцип наглядности, который обсуждался в первой главе.

         "Инструменты” и “правила игры” визуальной среды обучения впервые были разработаны в предметной области “Математика”. Основные результаты этой работы были не только использованы, но и трансформированы к предмету сольфеджио. При этом уточнено специфическое значение тех из них, которые являются особенно важными для организации учебной деятельности учащихся первых классов музыкальных школ системы дополнительного музыкального образования.

         "Инструментами” визуальной среды являются визуальная тетрадь и информационная схема (представление теоретического материала), визуальные задачи (практические задания).

         Визуальная тетрадь - это совокупность отдельных теоретических положений, которые объединены общей идеей, раскрывающейся постепенно. Каждая страница содержит минимальное количество сведений, что позволяет обучаться по “шагам”, обсуждая каждый поворот мысли.

         Завершается каждая тетрадь информационной схемой, которая также является важным способом представления учебного музыкально-теоретического материала, практически вбирающим в себя содержание всей предшествующей визуальной тетради. Материал сгруппирован в несколько блоков и может выполнять функцию справочника при обобщении или восстановлении необходимых знаний.

         На рис. 1 представлены необходимые параметры информационной схемы. Верхний блок схемы "Ноты и клавиши” демонстрирует динамичность воспроизведения. Один из центральных блоков акцентирует взаимосвязь между различными средствами представления учебной информации. Нижний блок иллюстрирует содержательную насыщенность. Чрезвычайно важным моментом здесь является отделение в структуре информационной схемы главного от второстепенного.

         К каждой странице визуальной тетради прилагается небольшой банк визуальных задач, исходной посылкой которых является определенный образ.

         Основополагающей является задача Посмотрите и …. Это задача, представление исходных данных которой осуществлено с помощью специально сконструированных образов, текстового фрагмента или символических образований, что позволяет получить толчок к активизации мыслительной деятельности в работе с нотным текстом.

         Особый интерес с точки зрения организации учебной деятельности представляет Серия - комплект задач, сложность которых постепенно увеличивается, причем последние требуют уже достаточно высокого уровня мышления, природной сообразительности и интеллектуальной находчивости.

         Естественно, что поскольку на основе одного и того же визуального образа (рисунок, фрагмент текста или формула) можно составить разные задания (Выберите ответ, Тест, Тренажер и т.д.), любое из них может быть применено как при обучении, так и при восстановлении знаний и последующем контроле.

         Далее в этой главе рассматриваются учебная знаковая информация и языки ее представления, а также демонстрируются (на конкретных примерах) возможные взаимосвязи между ними.

         Работа с нотным текстом является в первую очередь работой со знаковой информацией. Специальная организация учебного материала нацеливает учащегося на поиск определенных элементов музыкального языка, их анализ и обобщение, применение полученных знаний для решения учебных задач, в творчестве самих учеников. Большое значение с этой точки зрения придается трем способам предъявления учебной информации (текст, рисунок, формула) и их возможным взаимосвязям.

         В учебной литературе в отдельных случаях рисунок может выполнять роль текста, когда все его данные обеспечивают возможность перевода на вербальный уровень. Формула может взять на себя роль рисунка, в том случае, если ее структура визуально достаточно прозрачна и т.д. Тем самым предусматривается постоянная координация во взаимоотношениях всех способов передачи знаний. В то же время рисунок или формула могут органично войти в текст, или же текст предстанет неотделимым элементом рисунка и формулы.

         В третьей главе - “Педагогические условия формирования дидактического обеспечения предмета сольфеджио в визуальной среде обучения” - описаны основные направления экспериментальной работы и результаты апробации проекта “Визуальная музыкальная грамота”.

         Для проведения эксперимента были разработаны шесть тетрадей цикла “Визуальной музыкальной грамоты”. В качестве главных направляющих были выбраны последовательность изложения теоретического материала с немедленным закреплением его положений и применением в практических приложениях, а также простота и доступность представления учебной теории, с одновременной достаточностью глубины ее изложения.

         Создание визуальных тетрадей сопровождалось их апробацией в учебных заведениях разного типа и обсуждениями с учителями, проводившими апробацию. Эксперимент проводился в течение 1999-2001 учебных годов в первых-шестых классах учебных заведений разного типа. За три года в проведении эксперимента участвовало более 756 учащихся из 67 групп.

         Визуальные дидактические материалы первоначально разрабатывались для музыкально- эстетического центра общеобразовательной школы № 34 г. Мурманска с целью создания такого дидактического обеспечения уроков музыкально-эстетического цикла, которое позволило бы осуществить: быстрое восстановление утраченных знаний и навыков; высокую эффективность изучения музыкально-теоретического материала; активное развитие интонации, ладового чувства, музыкальной памяти; повышение интереса к предмам цикла; создание мотивов и условий для самостоятельной работы. Несколько позже эти же задачи были положены в основу работы еще 19 учителей-экспериментаторов разных школ г. Мурманска и Мурманской области. На данном этапе в эксперименте участвовало около 350 учащихся из 40 учебных групп.

         Данные экспериментальной работы приведены по двум направлениям:
   - формирование понятийного аппарата и
   - создание условий для устойчивого интереса к предмету, ведущих к активизации учебной деятельности учащихся младших классов.

         Каждое из них в свою очередь включает рассмотрение дополнительных, но не менее важных для процесса музыкального обучения условий.

         В первых числах сентября 2002 года преподаватели-экспериментаторы провели контроль остаточных знаний с целью убедиться в том, что знания, умения и навыки, сформированные в визуальной среде обучения, являются достаточно прочными, и сохраняются даже при отсутствии регулярных и планомерных занятий. Ниже прилагаются результаты двух серьезных проверочных работ, проведенных во II классе фортепианного отделения детской музыкальной школы г. Североморска (диаграммы 1 и 2).

    Диаграмма 1
         Процентное соотношение выполнения определенного количества заданий, где

   “55%” - сделано 5 заданий,
   “9%”   - сделано 4 задания,
   “27%” - сделано 3 задания,
   “9%”   - сделано 0-2 заданий.

    Диаграмма 2
         Процентное соотношение выполнения определенного количества заданий, где

   “36%” - сделано 7-8 заданий,
   “0%”   - сделано 5-6 заданий,
   “46%” - сделано 3-4 задания,
   “18%” - сделано до 2 заданий.

         Предложенный материал превосходил по уровню сложности, все, что изучалось в предшествующем году. Преподаватели, проводившие данный срез остаточных знаний, умений и навыков, единодушно отметили следующее. Дети с энтузиазмом принимались за работу и совершенно самостоятельно искали пути решения музыкальных задач (гистограмма 1).

    Гистограмма 1
         “Количество заданий (в процентах), выполненных верно каждым учеником.”

         Результаты эксперимента показали, что использование визуальных дидактических материалов даже в небольшом объеме принесло достаточно ощутимые результаты за короткий промежуток времени. Яркие зрительные образы позволили надолго запомнить новый материал, создать на уроке обстановку комфортности, повысить стремление к обучению, закрепить устойчивый интерес к урокам сольфеджио.

         Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы.

         Согласно современным психологическим воззрениям наглядные представления учащихся являются основой их продуктивной интеллектуальной деятельности, поскольку способность оперировать образами имеет самое прямое отношение к формированию интуитивного опыта, умения взглянуть на нестандартную ситуацию под новым углом зрения, готовности опираться на собственное воображение в условиях недостатка информации и т.д. Задача развития визуального мышления учащихся в процессе обучения позволяет пересмотреть содержание принципа наглядности: речь идёт не просто об опоре на наглядные впечатления ребёнка, но о формировании его образного опыта, в частности, способности к “умо-зрительной” интеллектуальной деятельности.

         Анализ возможностей младших школьников показал, что в музыкальном образовании возможно использовать их визуальное восприятие, развивать визуальное мышление, которые способствуют организации учебной деятельности.

          Музыкальная педагогика являясь частью педагогики в целом, опирается на принципы общей дидактики. Сольфеджио, как и каждая учебная дисциплина, имеет строго определенное содержание, что предполагает его соответствующую организацию, помогающую постичь данное содержание. Это постижение идет по двум каналам: образному и знаковому. Им соответствуют язык образов и язык знаков. Роль интерпретатора для них исполняет третий - разговорный текст, напечатанный или произнесенный вслух.

         Умение активно воспринимать и перерабатывать визуальную музыкальную информацию образуется в результате длительной и кропотливой работы учителя и ученика. Существенную роль могут оказать специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений - расчленение на отдельные фрагменты, визуально четкое оформление, постоянное взаимодействие трех языков предъявления информации.

         Рисунок позволяет визуально определить элементы нотной формулы и обозреть ее структуру, наглядно продемонстрировать новые понятия, их свойства, показать их связи и операции над ними, объединить несколько фактов теории в единый зрительный образ. Формульный способ также содержит в себе некоторый запас наглядности, который можно расширить и обогатить за счет знаков, в которых налицо слияние “имени и образа”. Так как текст наиболее трудно поддается составлению и непосредственному зрительному восприятию, в качестве его основы положена постоянная связь между словом и рисунком (формулой и словом, рисунком и формулой), позволяющая воссоздать соответствующий зрительный образ, увидеть и запомнить отличительные, существенные особенности изучаемого понятия.

         Формирование визуального образа понятия может осуществляться последовательно, переходя от наивных представлений к полной его “конструкции” в свернутом виде. Эксперимент подтвердил, что при кропотливой и упорной работе у учеников возникает способность вовлекать в процесс мышления зрительные стандарты, которые служат “проводниками” в организации их учебных действий.

         Работа с визуальными образами музыкальных понятий может поддерживаться страницами визуальной тетради или фрагментами специально составленной информационной схемы, содержание которых должно быть очень гибким, “настроенным” на возраст и общий уровень интеллекта отдельных учебных групп. Динамичность, положенная в их основу, позволяет использовать такой справочный материал в течение продолжительного времени, углубляя и расширяя представления учеников об объекте его содержания.

         В ходе исследования на основе специально разработанного цикла “Визуальная музыкальная грамота” была осуществлена экспериментальная проверка гипотезы, для чего были прослежены: прочность и глубина усвоения знаний, получаемых в ходе учебной деятельности детей при изучении музыкальной грамоты на уроках сольфеджио, активизация творческой самостоятельности.

         Апробация и внедрение данного цикла в учебный процесс учреждений дополнительного музыкального образования различного типа позволили подтвердить реальность применения визуальной среды обучения для изучения не только математики, но и других (в том числе и гуманитарных) дисциплин. Новое дидактическое обеспечение деятельности ученика позволяет по-новому решить проблему реализации принципа наглядности в обучении. Инструменты визуальной среды обучения могут взять на себя важные функции обучения: использование и развитие визуального мышления на уроке, обеспечение разноуровневого обучения, формирование навыков поисковой деятельности ученика; внедрение новой формы занятия в системе дополнительного музыкального образования. Использование наглядных образов в обучении превращается из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее, продуктивное методическое средство, способное обеспечить при определенных условиях широкий спектр параметров развития учащихся. Структура визуальной среды обучения позволяет учителю значительно увеличить объём проходимого на уроке материала и сокращает время, затрачиваемое учениками на домашние задания.

         Таким образом, намечен путь к разрешению столь тревожащих педагогов и психологов обстоятельств, положенных в основу данного исследования.

         Способность детей быстро воспринимать новый и восстанавливать изученный ранее учебный материал можно организовывать с помощью специальной обучающий среды, направленной на более полное и активное использование природных зрительных возможностей учеников, позволяющей дать в сжатом и визуально обозримом виде основные или необходимые сведения.

         Интерес к обучению у детей не только младшего, но и старшего возраста можно “зажечь”, используя разнообразные средства и приемы визуального представления учебного материала, превращая учебные тексты и традиционные упражнения в визуальные задачи, решая которые ученики не только изучают теорию, но и участвуют в ее формировании.

         Обогатить дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса, помогающее учителю найти путь к наиболее понятному и легко усваиваемому объяснению положений теории и применению их на практике, можно, разрабатывая и внедряя в учебный процесс новую информационную среду, обладающую избыточным наполнением и гибкой вариативностью.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора:

   1. Павлова О. А. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 1: Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика. - СПб., ЦПО, «Информатизация образования», 2000. - 56 с.(в соавт. с Резник Н. А., 3,5 п.л., авторский вклад 25 %).
   2. Павлова О. А. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 2: Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика. - СПб., ЦПО, «Информатизация образования», 2001. - 64 с. (в соавт. с Резник Н. А., 4 п.л., авторский вклад 25%).
   3. Павлова О. А. Визуальная музыкальная грамота. Выпуск 3: Сборник визуальных дидактических материалов для учителя и ученика. - СПб.: «Информатизация образования», 2002. -72 с. (в соавт. с Резник Н. А., 4,5 п.л., авторский вклад 50 %).
   4. Павлова О. А. Музыкальная грамота для всех: Выпуск 1. -  СПб.: Композитор, 2001. - 56 с. (в соавт. с Резник Н. А., 4 п.л., авторский вклад 25%).
   5. Павлова О. А. Визуальный урок глазами музыковеда // Учитель XXI века: проблемы последипломного образовния. -Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. - С. 39-41. (0,2 п.л.).
   6. Павлова О. А. Проблемы формирования и использования музыкального (слухового) стандарта на начальном этапе обучения // Современные проблемы высшего образования: Материалы докладов научно-методической конференции МГТУ. - Мурманск: МГТУ, 2001.  - С. 337-;338. (0,1 п.л.).
   7. Павлова О. А. Визуальные тетради «Характерные интервалы мажора и минора»; сольфеджио и  теория музыки, визуальные дидактические материалы // Компьютерные инструменты в  образовании. - 1998. №5. - С. 35-37. (в соавт. с Андреевой С. И., 0,05 п.л., авторский вклад 80%).
   8. Павлова О. А. Некоторые аспекты создания психологической комфортности на уроках // Наука и образование - 2002: Материалы Всероссийской научно-технической конференции (Мурманск, 16 -29 апреля 2002 г.). - Мурманск: МГТУ, 2002.- С. 136-138. (0,2 п.л.).
   9. Павлова О. А. Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе // Ученые записки МГПИ. Педагогика и образование: проблемы и тенденции развития: Сб. науч. статей. -Вып. 1. - Мурманск: МГПИ, 2001. -С. 78-81. (0,25 п.л.).
   10. Павлова О. А. Визуальный урок сольфеджио и музыкальной грамоты // Музыка в школе, 2002. № 4. -С. 37- 42. (0,4 п.л.).
   11. Павлова О. А. Ноты и клавиши. Музыкальная грамота для 1-2 классов. Тетрадь 1. -СПб.: «Нота» -Музыкальное издательство, 2003. -32 с. (в соавт. с Резник Н. А., 2 п.л., авторский вклад 20%).
   12. Павлова О. А. Ноты и клавиши. Музыкальная грамота для 1-2 классов. Тетрадь 2. -СПб.: «Нота» -Музыкальное издательство, 2003. - 33 с. (в соавт. с Резник Н. А., 2 п.л., авторский вклад 20%).
   13. Павлова О. А. Роль визуального восприятия в изучении музыкальной грамоты на уроках сольфеджио в младших классах школы. -СПб, ЦПО, Изд-во «Информатизация образования», 2003. - 40 с. (в соавт. с Резник Н. А., 2,5 п.л., авторский вклад 50%).

Авторефераты | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Гостевая книга | Новости сайта | Контакты |Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100