|
Тема "Дроби" чрезвычайно важна. Если по
каким-то причинам алгоритмы, формируемые при их прохождении, окажутся
недостаточно прочными, то под наплывом нового материала они как бы
растворятся, станут тормозом для дальнейшего успешного обучения математике.
К сожалению, данный факт наблюдается довольно часто,
несмотря на то, что "Действия над арифметическими дробями"
занимают много времени и учительских усилий в курсе математики 6-7
классов. Не помогает и то, что большинство задач учебников ориентировано
на периодическое восстановление и закрепление необходимых навыков.
Повторение надоевших правил мало способствует мотивации к обучению.
Естественно, что при введении новых понятий или
формировании новых алгоритмов восстановление необходимых навыков должно
идти в несколько ином режиме, чем сам собственно процесс их формирования,
иначе он может занять слишком много времени и не помочь выполнению
цели. Чтобы такие уроки максимально способствовали восстановлению
знаний и навыков, необходимо применять разнообразные методические
приемы.
В 1995 году нами были разработаны специальные сценарии
специальных уроков для восьмых классов Мурманского морского лицея.
Ниже мы приводим описание одного из них - урока, проведенного в "слабом"
8-ом технологическом классе лицея. Подчеркнем, что данный урок был
строго ориентирован только на восстановление утраченных знаний и навыков.
При этом мы учитывали, что повторение и закрепление необходимо строить
не как дублирование уже известного, а как работу, требующую самостоятельного,
творческого применения полученных знаний.
Для предотвращения наиболее распространенных ошибок
восстановление навыков мы начали с повторения действий над арифметическими
дробями
(рис. 1).
Затем все вместе решали пример №1,
уделяя большое внимание зрительному анализу задания
(рис. 2).
На доске были оформлены примеры, наглядно
иллюстрирующие принцип сокращения дробей; определения противоположных
выражений; сложения целого числа и рациональной дроби; деления дробей (рис. 3).
Рис. 3
На этом вводная часть урока закончилась,
и каждый лицеист получил листы с набором заданий, расположенных в
определенном порядке. Некоторое время дети внимательно и заинтересованно
рассматривали их.
Подавляющее большинство лицеистов
хорошо справилось с первым тестом, выполняющим пропедевтическую роль
(рис. 4).
Мы добивались, чтобы ученики приходили
к нужному результату без письменного оформления промежуточных вычислений,
делали это устно, определяя общие элементы информации и, производя
с ними действия, выявляющие ее структуру.
С помощью простых наблюдений было
выведено правило: если общий числовой множитель имеется у всех
слагаемых числителя и у всех слагаемых знаменателя арифметической
дроби, то всю дробь можно сократить на этот множитель
(рис. 5).
При решении второго задания "Посмотрите
и найдите" лицеисты обратили внимание на следующие вопросы
(рис. 6):
сколько примеров нужно решить?
сколько действий нужно осуществить?
можно ли устно решить этот пример?
Этот пример настолько заинтересовал
ребят, что они не только сосредоточенно обдумывали ситуацию, но и
внимательно следили за ответами своих товарищей, корректируя их ошибки.
Далее перешли к сериям №3 и №4. Здесь шла работа
на повторение и закрепление основного свойства дроби.
В серии №3 ответ можно было получить
с помощью простого сравнивания множителей числителя и знаменателя
(рис. 7).
В серии №4 подобное сравнение можно
было произвести только после вынесения общего множителя
(рис. 8).
Выведенное ранее правило теперь выглядело
так: если общий множитель имеется у всех слагаемых числителя
и у всех слагаемых знаменателя алгебраической дроби, то его
также можно “погасить”
(рис. 9).
Затем был рассмотрен необычный пример №5
(рис. 10).
Учащиеся с удовольствием рассматривали
“ручки”, обсуждали правила умножения, исследовали строку
ответов и находили правильный результат. Этот тест был введен для
того, чтобы дети научились переводить вербальное описание преобразований
в визуальный план действий, поддерживая ход мыслительных операций
стрелками-указателями.
После этого обратились к информационной
странице “Действия над взаимно обратными выражениями” и
внесли недостающую информацию в общие схемы алгоритмов действий над
алгебраическими дробями
(рис. 11).
Теперь лицеисты могли использовать
эту схему как справочник при решении теста №7
(рис. 12).
Один из правильных ответов в тесте
№8 был преднамеренно опущен для того, чтобы нацелить учащихся не
на подгонку, а на действительное получение верных результатов
(рис. 13).
Тест №9 оказался весьма поучительным
(рис. 14).
Многие решили сначала подставить цифры,
а затем уже приступать к преобразованиям. Некоторые начали именно
с упрощений выражений. Победило меньшинство. Сравнили возможные пути решения,
и пришли к выводу: полезнее сначала упростить алгебраическую дробь,
а затем уже находить ее значение при определенных условиях.
В завершение урока была предложена
небольшая самостоятельная работа по заданиям матрицы
(рис. 15).
Лицеисты выполняли примеры строки
или столбца, записывая ответы в соответствующей пустой клетке, результаты
работы показали, что все учащиеся успешно справились с ней.
Разнообразные по содержанию и сложности
задания способствовали высокой активности учащихся и продуктивности
урока. Не было ни одного лицеиста, не вовлеченного в процесс поиска
результатов. Слабые ученики, не стесняясь, высказывали свои мысли.
Они не боялись делать ошибки, старались сами их определить и исправить.
Таким образом, восстановление утраченных знаний
и навыков на данном этапе прошло успешно и помогло в дальнейшей работе
по приобретению новых навыков.
Скачать комплект
визуальных дидактических материалов по теме данной статьи.
Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru), Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)
Литература
- Резник Н.А. Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам.
- СПб.: Свет, 1996.
- Иванчук Н.В., Резник Н.А. Восстановление утраченных знаний и
навыков //Математика в школе. - 1996. - №6.
| |