Главная -> Отзывы -> Башмаков М. И. (Санкт-Петербург, 1996) |
|
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – эта русская поговорка часто забывается учителем, когда он готовится к уроку.
Частично это можно объяснить обычной человеческой ленью – язык и голова всегда с собой, а картинку надо нарисовать заранее.
Если говорить серьезно, то каждый учитель использует достаточно много изобразительных средств и наглядных пособий. Новым элементом,
который развивается в этой книге, является существенное изменение роли
визуальных, наглядных материалов в процессе развития ученика.
Эта новая роль состоит в том, что рисунки, графики,
другие изобразительные средства и иллюстрации,
из вспомогательного, сопровождающего средства становятся основным, ведущим инструментом,
активизирующим и направляющим познавательную деятельность школьника.
Как же это достигается?
Лучшим ответом на этот вопрос являются помещенные в книге (Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам. - СПб.: Свет, 1996) отчеты о 18 уроках,
проведенных разными учителями в разных классах. Книга не является теоретическим пособием (за ним мы отсылаем к монографии
“Взаимодействия человека и информационной среды в процессе обучения”, выпускаемой Институтом продуктивного обучения Академии Российского Образования) -
выводы и обобщения может сделать сам читатель. Могу высказать лишь свое личное мнение – идея, выдвинутая более 15 лет назад автором книги,
учителем математики и музыки Наталией Александровной Резник, развилась в блестящую новую педагогическую теорию, конкретные результаты которой поразительны.
Можно было бы упомянуть конкретные педагогические успехи автора в развитии своей идеи, полученные к тому же в трудных педагогических условиях.
Однако мы много слышим о замечательных результатах выдающихся учителей, которые слишком много зависят от своеобразия их личности и с трудом переносятся на другую почву. Замечательное свойство предлагаемой системы – это ее технологичность.
Это, в частности, означает (и я надеюсь, что это можно будет увидеть, познакомившись с описываемыми уроками),
что лежащие в основе этой системы способы создания визуальных дидактических материалов могут быть перенесены
от одного учителя к другому, из одного класса в другой, от одного предмета к другому. Не стоит копировать готовые материалы
(а это был главный путь распространения наглядных пособий) – надо понять принцип их конструирования, убедиться в
их эффективности и начать изготовлять их самому. Здесь мы подходим к
одному из самых трудных вопросов технологии – способу изготовления дидактических материалов.
Надо прямо сказать, что пока автор вручную к каждому уроку изготовлял горы визуальных пособий – это напоминало
сизифов труд и не было даже речи о переносе этого опыта в другие условия. Однако как только были использованы
минимальные средства современных информационных технологий – простейшие компьютерные редакторы,
энциклопедии стандартных изображений, элементы компьютерной полиграфии – так моментально стало ясно,
что новая теория имеет достаточно простую, недорогую и доступную технологическую базу. Здесь не место ее оценивать,
но совершенно очевидно, что даже в имеющихся трудных материальных условиях жизни школы вполне доступно обзавестись
необходимым оборудованием и научиться его эффективно использовать. Башмаков Марк Иванович, академик РАО, директор Института продуктивного обучения РАО, докт физ-мат наук, профессор |
Loading
|
Главная -> Отзывы -> Башмаков М. И. (Санкт-Петербург, 1996) |
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | | Новости сайта | Контакты | Наши друзья
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |