Главная -> Отзывы -> Башмаков М. И. (Санкт-Петербург, 1996)
 
Башмаков М. И. (Санкт-Петербург) О книге для учителей “Визуальные уроки”  

           Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – эта русская поговорка часто забывается учителем, когда он готовится к уроку. Частично это можно объяснить обычной человеческой ленью – язык и голова всегда с собой, а картинку надо нарисовать заранее. Если говорить серьезно, то каждый учитель использует достаточно много изобразительных средств и наглядных пособий. Новым элементом, который развивается в этой книге, является существенное изменение роли визуальных, наглядных материалов в процессе развития ученика. Эта новая роль состоит в том, что рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации, из вспомогательного, сопровождающего средства становятся основным, ведущим инструментом, активизирующим и направляющим познавательную деятельность школьника.

          Как же это достигается? Лучшим ответом на этот вопрос являются помещенные в книге (Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам. - СПб.: Свет, 1996) отчеты о 18 уроках, проведенных разными учителями в разных классах. Книга не является теоретическим пособием (за ним мы отсылаем к монографии “Взаимодействия человека и информационной среды в процессе обучения”, выпускаемой Институтом продуктивного обучения Академии Российского Образования) - выводы и обобщения может сделать сам читатель. Могу высказать лишь свое личное мнение – идея, выдвинутая более 15 лет назад автором книги, учителем математики и музыки Наталией Александровной Резник, развилась в блестящую новую педагогическую теорию, конкретные результаты которой поразительны. Можно было бы упомянуть конкретные педагогические успехи автора в развитии своей идеи, полученные к тому же в трудных педагогических условиях. Однако мы много слышим о замечательных результатах выдающихся учителей, которые слишком много зависят от своеобразия их личности и с трудом переносятся на другую почву.

          Замечательное свойство предлагаемой системы – это ее технологичность. Это, в частности, означает (и я надеюсь, что это можно будет увидеть, познакомившись с описываемыми уроками), что лежащие в основе этой системы способы создания визуальных дидактических материалов могут быть перенесены от одного учителя к другому, из одного класса в другой, от одного предмета к другому. Не стоит копировать готовые материалы (а это был главный путь распространения наглядных пособий) – надо понять принцип их конструирования, убедиться в их эффективности и начать изготовлять их самому.

          Здесь мы подходим к одному из самых трудных вопросов технологии – способу изготовления дидактических материалов. Надо прямо сказать, что пока автор вручную к каждому уроку изготовлял горы визуальных пособий – это напоминало сизифов труд и не было даже речи о переносе этого опыта в другие условия. Однако как только были использованы минимальные средства современных информационных технологий – простейшие компьютерные редакторы, энциклопедии стандартных изображений, элементы компьютерной полиграфии – так моментально стало ясно, что новая теория имеет достаточно простую, недорогую и доступную технологическую базу. Здесь не место ее оценивать, но совершенно очевидно, что даже в имеющихся трудных материальных условиях жизни школы вполне доступно обзавестись необходимым оборудованием и научиться его эффективно использовать.

Башмаков Марк Иванович, академик РАО, директор Института продуктивного обучения РАО, докт физ-мат наук, профессор

Loading
Главная -> Отзывы -> Башмаков М. И. (Санкт-Петербург, 1996)

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100