Понятие “валентность” является исходным
в теоретической системе курса химии средней школы. Результатом изучения темы
является формирование знаний о веществе [1,2]. Данная тема
довольно часто вызывает значительные затруднения у учеников восьмого класса.
“Неудачи обучения”, связанные с непониманием
или незнанием основных принципов состава и строения химического вещества, могут
явиться причиной негативного отношения к предмету. Это становится наиболее очевидно,
когда учитель сталкивается с ситуацией, столь типичной для сельской школы:
в одном и том же классе обучаются дети с большой разницей в интеллекте и умственных
способностях, в математической и гуманитарной подготовках.
До того, как предложить
учащимся наши новые задания, были введены понятия валентности (рис. 41),
простого и сложного веществ (рис. 42).
Решение примеров на определение валентности в сульфидах,
хлоридах, оксидах и нитридах были осуществлены на уроке
с помощью тренажеров и теста (рис. 43).
Формирование практических навыков начали с общей модели.
Первые тренажер (рис. 43.1) и тест (рис. 43.6) выполняли
вместе, последующие выполнялись учениками самостоятельно.
Pис. 41
|
Pис. 42
|
Pис. 43
|
Pис. 43.1
|
Pис. 43.6
|
|
Результаты обсудили и пришли к выводу: валентность
элемента в каждом из видов соединений определяется по строго определенному правилу,
которое в школьном учебнике изложено в виде специального алгоритма [2]. Очевидно,
что содержание приведенных
здесь тестов и тренажеров взаимозаменяемы. Так, проверка прочности образованных
умений определять валентность элемента по формуле вещества, в которое он входит,
была построена на примере фторидов и карбидов и проведена через урок. Практически
все дети решали задачи тренажеров с большим удовольствием, и, по-видимому,
как следствие, делали меньше ошибок, чем при традиционном способе обучения.
Поскольку вся серия посвящена либо
одному определенному объекту, либо конкретной операции над объектами одного
и того же вида (или типа), то налицо возможность разноуровневого обучения.
На рис. 43.2-43.3 (справа и слева) и рис. 43.4-43.5 (справа и слева), представлены
так называемые “парные” тренажеры.
Аналогичная серия на рис. 44.1 посвящена определению валентности элементов
входящих в молекулу вещества по его структурной формуле.
Игровой момент в урок вносит задача
“Правильный ответ” (рис. 44.2). Данные задачи выполняли еще две функции: проверка знаний о классификации веществ
и закрепление навыков определения валентности в бинарных соединениях.
|
Рис. 43.2- 43.3
|
Рис. 43.4- 43.5
|
Pис. 44.1
|
Pис. 44.2
|
|
Применение визуальных дидактических
материалов дает возможность проводить разноуровневое обучение на одном и том
же уроке в одном и том же классе. Благодаря им учитель имеет время
для общения с каждым учеником при выполнении самостоятельной работы.
Эти материалы высоко ценят дети, благодаря чему уроки проходят в
спокойной доброжелательной атмосфере.
Литература
- Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии:
Учеб. пособие для учащихся 8-10 кл. / Я.Л. Гольдфарб,
Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорган. химия: Учеб. для 8 кл.сред. шк. М.: Просвещение, 1993.
Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru), Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)
|