Главная -> Визуальные уроки ->Первые опыты в применении визуальных задач на уроках химии
 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru),
Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ В ПРИМЕНЕНИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ХИМИИ
 
Урок Шамоновой Л.П., учителя химии
Зверосовхозской средней школы Кольского района Мурманской области

Опубликовано: Резник Н.А. Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам. –
СПб.: Свет, 1996. – С. 38-41.

Материал предоставляется для свободного некоммерческого использования
с обязательной ссылкой на авторов (согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ)

          Понятие “валентность” является исходным в теоретической системе курса химии средней школы. Результатом изучения темы является формирование знаний о веществе [1,2]. Данная тема довольно часто вызывает значительные затруднения у учеников восьмого класса.
          “Неудачи обучения”, связанные с непониманием или незнанием основных принципов состава и строения химического вещества, могут явиться причиной негативного отношения к предмету. Это становится наиболее очевидно, когда учитель сталкивается с ситуацией, столь типичной для сельской школы: в одном и том же классе обучаются дети с большой разницей в интеллекте и умственных способностях, в математической и гуманитарной подготовках.

          До того, как предложить учащимся наши новые задания, были введены понятия валентности (рис. 41), простого и сложного веществ (рис. 42). Решение примеров на определение валентности в сульфидах, хлоридах, оксидах и нитридах были осуществлены на уроке с помощью тренажеров и теста (рис. 43). Формирование практических навыков начали с общей модели. Первые тренажер (рис. 43.1) и тест (рис. 43.6) выполняли вместе, последующие выполнялись учениками самостоятельно.

Pис. 41

Pис. 41

Pис. 42

Pис. 42

Pис. 43

Pис. 43

Pис. 43.1

Pис. 43.1

 

Pис. 43.6

Pис. 43.6

          Результаты обсудили и пришли к выводу: валентность элемента в каждом из видов соединений определяется по строго определенному правилу, которое в школьном учебнике изложено в виде специального алгоритма [2]. Очевидно, что содержание приведенных здесь тестов и тренажеров взаимозаменяемы. Так, проверка прочности образованных умений определять валентность элемента по формуле вещества, в которое он входит, была построена на примере фторидов и карбидов и проведена через урок. Практически все дети решали задачи тренажеров с большим удовольствием, и, по-видимому, как следствие, делали меньше ошибок, чем при традиционном способе обучения.

          Поскольку вся серия посвящена либо одному определенному объекту, либо конкретной операции над объектами одного и того же вида (или типа), то налицо возможность разноуровневого обучения. На рис. 43.2-43.3 (справа и слева) и рис. 43.4-43.5 (справа и слева), представлены так называемые “парные” тренажеры. Аналогичная серия на рис. 44.1 посвящена определению валентности элементов входящих в молекулу вещества по его структурной формуле.

          Игровой момент в урок вносит задача “Правильный ответ” (рис. 44.2). Данные задачи выполняли еще две функции: проверка знаний о классификации веществ и закрепление навыков определения валентности в бинарных соединениях.

            Pис. 43.2 -43.3

Рис. 43.2- 43.3

Рис. 43.4- 43.5

Рис. 43.4- 43.5

Pис. 44.1

Pис. 44.1

Pис. 44.2

Pис. 44.2

           

          Применение визуальных дидактических материалов дает возможность проводить разноуровневое обучение на одном и том же уроке в одном и том же классе. Благодаря им учитель имеет время для общения с каждым учеником при выполнении самостоятельной работы. Эти материалы высоко ценят дети, благодаря чему уроки проходят в спокойной доброжелательной атмосфере.

                     

Литература

  1. Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для учащихся 8-10 кл. / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорган. химия: Учеб. для 8 кл.сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru),
Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)


Loading

Авторефераты | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100