Главная -> Визуальные уроки ->Наблюдения на уроке математики
 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru),
Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)

НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
 
Урок Скрябиной М.В., учителя математики школы № 34 г. Мурманска

Опубликовано: Резник Н.А. Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам. –
СПб.: Свет, 1996. – 80 с.– С. 51-55.

Материал предоставляется для свободного некоммерческого использования
с обязательной ссылкой на авторов (согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ)

          Визуальное представление математических понятий, зрительное восприятие их свойств, связей и отношений между ними позволяют достаточно быстро и наглядно развернуть перед учащимися отдельные фрагменты теории, акцентировать внимание на узловых моментах решения учебной задачи, сформировать и распространить алгоритм практических действий, вовлечь полученные знания и приобретенные умения в обсуждение очередных проблем. Все это позволяет приступить к осуществлению одной из важнейших задач средней школы – образованию навыков поисковой деятельности учащихся. Решение достаточно сложной для ученика задачи можно рассматривать как бы в двух “плоскостях”: наблюдения и визуальный поиск.

          Навык наблюдений сам по себе не приходит. Он образуется в результате целенаправленной работы учителя и ученика. Для формирования таких навыков полезны специальные упражнения. Их можно составлять к каждому разделу курса, иногда предлагать комплекты заданий, основанных на материалах различных тем. В последнем случае желательно, чтобы они представляли собой единую модель, позволяли постепенно переходить от одного фрагмента математической информации к другому.

          Наблюдения в 9 классе школы № 34 г. Мурманска первый раз было решено организовать на уроке по теме “Графики функций y = xn nОN (n принадлежит N)”. Целью урока являлось знакомство учеников со степенной функцией (при натуральных показателях степени). Результатом этого урока планировалось образование у учеников нового навыка: распознавания функций графиковy = x2n и y = x2n+1 при nОN (n принадлежит N).

           На повторение ушло 5 минут. Работая по вариантам с матрицей (рис. 57), записали ответы в первых двух строках, затем сверили результаты. Обсудили задания четвертой строки, 3-я и 5-я строка были заданы на дом.
          Переход к новой теме начался с известного. Вспомнили принципы построения графиков функций y = x, y = x2 и y = x3. При помощи наблюдений, сопутствующих обсуждению графика функции y = x4, пришли к заключению, что кривая, являющаяся графиком этой функции, похожа на график функции y = x2, а график функции y = x5 похож на график y = x3.
          Правильность выводов проверили по (рис. 58-1). Сделали обобщение: график функции y = x2n при nО N (n принадлежит N) строится по типу графика функции y = x2, а график y = x2n+1 – аналогично графику y = x3 при nОN (n принадлежит N).
          Такие обобщения, полученные в результате наблюдений, позволили за один урок решить достаточно большое количество различных задач, ориентированных на формирование намеченного в цели урока навыка (рис. 58-2).

Pис. 57

Pис. 57

Pис. 58-1

Pис. 58-1

Pис. 58-2

Pис. 58-2

          Данная тема не входит в перечень обязательных. Этот урок был осуществлен за счет резерва времени, образовавшегося благодаря постоянному и целенаправленному использованию подобных дидактических материалов, что совершенно не исключает применение обычных учебных пособий и традиционных приемов обучения.

          В 10 классе мы продолжили апробирование визуальных материалов в темах “Тригонометрические уравнения и неравенства” и “Производная”. Это помогло 9-ти новым ученикам быстро привыкнуть к незнакомому учителю, восстановить пробелы в знаниях и без напряжения усваивать трудный материал. Например, применение производной при исследовании функции, заданной аналитически.
          В 11 классе очень хорошо прошла трудная тема “Показательная и логарифмическая функции”. Было предложено много дополнительного материала, выстроенного в порядке возрастания сложности. Ученики быстро и свободно решали, например, показательные и логарифмические уравнения с модулем, логарифмические и показательные уравнения и неравенства повышенной сложности. Выпускную работу ученики написали честно, четко и грамотно. Многие решали задание повышенной сложности, изложив разные и нестандартные подходы.

          Работа с подобными материалами позволила понять, как можно добиться успеха в обучении детей даже в условиях обычной школы, сохранить и развить их природные способности и возможности.

   

   

Скачать комплект визуальных дидактических материалов по теме данной статьи.
Предлагаемые комплекты дидактических материалов на экране отражаются не совсем точно,
но распечатываются рисунки прекрасно!


 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Наталья Резник (nareznik@yandex.ru),
Наталия Ежова (naegova@yandex.ru)


Loading

Авторефераты | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100