Главная -> Наши публикации -> Статьи ->Крыштоп В.А., Резник Н.А.
Знают ли наши дети тех, кто живёт рядом с нами?
 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

ЗНАЮТ ЛИ НАШИ ДЕТИ ТЕХ, КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С НАМИ?
Хроника педагогического исследования “Северный эксперимент"
 
Крыштоп В.А., Резник Н.А.

Статья опубликована в приложении Биология к газете «Первое сентября» – №22-24, 2005.

Материал предоставляется для свободного некоммерческого использования
с обязательной ссылкой на авторов (согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ)

1. Кто мы такие и где мы живем

          Мы живем на Крайнем Севере, на берегу Кольского залива. Море, частью которого он является, “самое крупное, самое теплое и самое соленое из арктических морей, омывающих нашу страну... В юго-западной части... не замерзает даже зимой. На севере теплые воды смешиваются с холодными арктическими... Три архипелага - Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля - словно три богатырские заставы, охраняют... море от многолетних арктических льдов... Немало кораблей, искавших северный морской путь, были раздавлены этими льдами при выходе из моря в океан. Среди них и корабль голландского мореплавателя Виллема Баренца, в честь которого названо море” [7].

            В нашем регионе зима с ее частыми метелями длится почти шесть с половиной месяцев. С 10 декабря по 13 января солнце не показывается над горизонтом, с 28 мая по 22 июня оно не заходит совсем. Здесь можно увидеть полярное сияние (рис. 1) и дневную луну зимой, полуночное солнце и снегопады летом, столетние березовые рощи высотой в полметра и тундровые плантации морошки - ягоды, напоминающей по вкусу ананас, цветущую черемуху в конце июня и сирень в середине июля...

          Образ нашего города у жителей Большой Земли ассоциируется со словом “крайний”. Даже приехавшие в этом году на практику студенты-географы 4 курса Курского педагогического университета не ожидали увидеть здесь цивилизацию... Они были весьма удивлены отсутствию на улицах Мурманска белых медведей, пингвинов и северных оленей.

          По-видимому, столь любимая ранее в народе песня “Увезу тебя я в тундру...” информационно оказывается сильнее, чем факты,о которых сообщают или демонстрируют средства массовой информации. Это можно понять: из окон поезда видно, как деревья становятся все меньше и меньше, как тундра постепенно заполняет пространство. Естественно, что приезжающие к нам ожидают увидеть ее продолжение и на улицах города...

          Эксперимент, который мы здесь описываем, имеет достаточно продолжительную историю. Начат он был в годы перестройки (1992-1995). В нем принимали участие младший научный сотрудник Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Т.А. Ахтарина, учитель биологии школы № 599 г. Москвы В.А. Сердюк, учитель биологии школы № 3 в маленьком поселке Мурмаши О.В. Осипова, студент 3-го курса технологического факультета Мурманского государственного технического университета И.А. Мартынов и другие.

          Открывая новый этап эксперимента, мы опирались на глубокое убеждение в том, что при формировании как математических знаний, так и знаний о живой природе нужно учиться самим и учить наших детей смотреть, наблюдать и сравнивать. При этом в основу своей концепции мы положили тезис известного американского психолога Рудольфа Арнхейма: “Самые лучшие намерения учителя биологии будут с трудом восприниматься недостаточно подготовленными учащимися, если те же самые принципы не применяет в работе учитель математики” [1].

          Мы выделили три основных волнующих нас вопроса.
1. Действительно ли нужен региональный компонент в школе?
2. Что можно предложить в помощь современному учителю для формирования начальных естественнонаучных (биологических) знаний
3. Каков, с точки зрения разумности и достаточности, необходимый и возможный объем знаний по региональному компоненту биологического образования в младших классах школы? Действительно ли нужен региональный компонент северной школе?

          Узнавать тех, кто живет рядом, дети начинают с раннего детства. Сначала это малые обитатели родного дома (в основном кошки, собаки, птицы и растения), затем - все, что летает, бегает и растет на улице. Однако, знакомясь ближе с системой обучения в начальной школы, мы с удивлением обнаруживаем, что в погоне за “высоким научным весом теоретических знаний” учащиеся не знают элементарных биологических терминов, допускают грубейшие биологические ошибки.

          Для жителей Крайнего Севера это весьма характерно. Не только юные мурманчане с трудом ориентируются в системах животного и растительного мира - многие взрослые также имеют “смещенное” представление о нем. Это неудивительно. В нашем крае после долгой зимы внезапно открывается дверь в лето, причем этот переход сопровождается резким перепадом температур и внезапными, часто повторяющимися, снегопадами и метелями. Из-за долгой полярной ночи животных тундры мы практически не видим. Пернатое население постоянно преподносит нам свои сюрпризы, “меняя” за достаточно короткое время своих представителей.

          Новый этап эксперимента начался весной этого года. Полярная ночь закончилась, зарождался долгожданный полярный день. К этому времени (март-апрель) дети уже устали, им надоело получать “официальные” знания... они стали “рваться на волю”... Им не хватало солнышка... Время оказалось удачным для того, чтобы “влить новую струю”, разбудить у ребятишек иные потенции - не получать знания из книг, а наблюдать природу.

          Для начала мы хотели выяснить: знают ли наши северные дети (да и взрослые) животных и растения Крайнего Севера, смогут ли узнать их по предложенных рисункам? Среди учащихся 2-х и 5-х классов школ и гимназий города было проведено специальное анкетирование (февраль-март 2005 г.). К каждой анкете прилагалась своя серия рисунков зверей,птиц и рыб (по 6 представителей в каждой серии) со списком наименований (6 верных и несколько ошибочных наименований). Основная задача для его участников состояла в сопоставлении названий представителей животного мира с их изображениями (рис. 2). Кроме того, предлагалось отметить среди них тех животных, которые обитают на Крайнем Севере.

          Особую трудность вызывали рисунки рыб (рис. 3): практически никто не смог определить зубатку, путали камбалу с палтусом. Да и птиц и зверей не все узнавали: путали аиста с цаплей, чайку с бакланом (рис. 4) и горностая с росомахой (рис. 5).

          Нас заинтересовал вопрос: может быть, только малыши не знают тех животных, которых мы предлагаем на своих рисунках? Поэтому мы решили выяснить, что знают по данному вопросу более взрослые жители нашего города.

          52 учащимся 11-х классов мурманской гимназии № 8 и 20 студентам 2-го курса Мурманского института экономики и права (будущим эконимистам) было предложено записать известных представителей живых организмов Крайнего Севера, распределив их по группам: звери, птицы, рыбы и растения (по 5-10 в каждой). Данная постановка вопроса оказалась для участников необычной и достаточно трудной.

          Среди млекопитающих абсолютным лидером (88,5 %) является северный олень, что, скорее всего, связано с любовью к этому животному наших предков и современников. Именно олень олицетворяет наш край на постоянно висящих рекламных плакатах, его можно увидеть на самых ярких и престижных международных соревнованиях нашего города - Празднике Севера. Из птиц называли, в основном, синантропов: голубей, воробьев, ворон. Абсолютный лидер в этой группе - чайка (77%), к тому же, назвавшие баклана (еще 31%), наверняка имели в виду ту же чайку, так как вспоминали ее как постоянного “посетителя” мусорных баков. Очень многие отметили снегиря (84,6%). Последнее, возможно, связано с характерной яркой окраской и “зимним” названием этой птицы,с частым упоминанием в детской литературе.

          По признанию самих учащихся вспоминая рыб они ориентировались на прилавки городских магазинов. Поэтому часто называли треску и семгу - любимое лакомство жителей Мурманска (61,5%).

          Назвать растения оказалась самой трудной задачей: в списках преобладали ягодные кустарнички. Из лиственных деревьев упомянуты были только рябина и береза, которых очень много в городе.

          Очень огорчило, что многие, даже уже окончившие школу, так и не смогли правильно разделить представителей живого мира на предложенные группы. Некоторые называли краба, креветку среди рыб, муху и комара среди зверей, пингвин был обнаружен сразу в двух группах - среди зверей и птиц, грибы - среди растений. Грамматических ошибок в названиях не просто много, а очень много.

          Приведем еще один пример. Во время полевой практики по методике преподавания биологии студенты 3-го курса естественно-экологического факультета Мурманского педагогического университета проводили занятие с ребятами городского лагеря (3-4-е классы). В ходе одной из игр на вопрос: “Бабочка - это животное?” студенты получили ответ: “Нет”. По окончании игры мы поинтересовались у ребят, почему они так ответили на поставленный вопрос, и получили объяснение: “Бабочка - это не животное, а насекомое”. Оказывается, ученики не различают такие термины как “животные” и “звери”, думая, что это одно и то же.

          Одна из студенток-заочниц рассказала о занятиях в дошкольном учреждении. На вопрос: “Перечислите домашних животных” один из детей дал ответ: “Курица”. Воспитатель поправил: “Это не домашнее животное, а домашняя птица”! Более того, задав аналогичные вопросы будущим дефектологам, мы убедились, что их убеждения были точно такими же.

          Таким образом, результаты достаточно обширного исследования (более 300 человек) показали, что визуальные представления о животном мире региона у младших школьников, учащихся основной и старшей школы, а также студентов вузов практически не отличаются и удручающе скудны. Причем, как обнаружилось из бесед с учителями и учащимися разных возрастов, это практически не зависит от того, каким образом формировались эти представления. В ответах на вопрос “На что вы ориентировались, называя те или иные объекты живой природы?”, многие вспоминали рассказы родителей и походы за город. Но, увы, практически никто не рассказывал о школьных уроках или экспозиции музея. В чем же причина? Может быть после ярких современных фильмов компании ВВС (British Broadcasting Company), во множестве представленных сегодня на наших телеэкранах, или компьютерных игр и программ спокойная классическая обстановка музейных залов не впечатляет наших детей?

          Примечательна реакция участников опроса: малыши огорчались, а старшие стыдились своих ошибок, но абсолютно все хотели узнать “правильные имена” животных. Кстати, наш Областной Краеведческий музей мог бы помочь школе в реализации национально-регионального компонента содержания биологического образования. К сожалению, образовательная функция его на сегодняшний момент практически утеряна. Тем не менее, после анкетирования студенты мурманских ВУЗов попросили провести для них экскурсию в краеведческом музее. Даже для 19-20-летних информации от 45-минутной экскурсии оказалось много, поэтому приходилось акцентировать их внимание только на некоторых объектах (в основном на тех, которые не были представлены в их анкетах).

          Самым большим “потрясением” стал экспонат “баклан”. В нашем регионе уже на протяжении многих лет в народе чайку называют бакланом. Откуда это пошло - тема отдельного исследования. Большинство жителей города Мурманска просто уверены, что летние пернатые гости города это не серебристые чайки с берегов Баренцева моря, а бакланы (которых, кстати, в городе, конечно же, нет). Искреннее удивление студентов вызвал также размер горностая и росомахи - героини многочисленных легенд. Хотелось бы отметить, что те объекты, о которых ранее мы не упоминали на лекциях и семинарах, такого внимания не вызывали, если только мы не рассказывали о них что-нибудь неординарное.

          Результаты одного из очередных опросов в начальных классах школ г. Мурманска показали: наиболее знакомыми овощами и фруктами для наших малышей являются бананы, ананасы, киви и апельсины. Именно их они видят и в рыночных рядах и на прилавках наших магазинов. Среди животных дети быстрее всего вспоминали сказочные персонажи. В ходе другого опроса среди учащихся старших классов школ г. Мурманска и студентов мурманских вузов выяснилось, что и они недостаточно хорошо знают животных, населяющих наш край. Даже зная названия животных, они не узнают на рисунках, а значит, не представляют их зрительно.

          После таких исследований невольно задумываешься, так уж необходимо выпускнику средней школы, выбирающему профессию строителя, переводчика или продавца знать биосинтез белка с его сложными процессами или количество камер в сердце у крокодила? Становится больно и обидно за то, что он, живя в “морском” городе, не может отличить по внешнему виду чайку, не знает названия дерева, которое растет под окном его дома, а рыб, населяющих просторы близ лежащих рек и морей, представляет только по их виду в консервных банках, на готовых бутербродах или обеденных тарелках.

           В последнее время на прилавках наших магазинов появилось много новых учебников по биологии с прилагаемыми к ним дополнительными пособиями, но суть от этого не изменилась. Куда деться от стандартов? Кто и когда впервые предложил изучать так подробно клетку, внутреннее строение растений и животных, забыв об их внешней стороне? Мы спорим, что давать в начале эволюцию и экологию, или цитологию и генетику. Это, конечно, важно. А вот познать природу, которая окружает тебя разве не менее важно? Мы учим второклассника, что такое материк, как проходило путешествие Магеллана, чем отличается ландшафт от рельефа и что такое Млечный Путь [4]. Но кто же покажет ему свиристелей, которые, в этом году, неожиданно для нас, наполнили своими трелями город, вышедший из полярной ночи? Учитель начальной школы? А знает ли он их сам? Кто в свое время научил его узнавать их?

          Конечно, нам могут возразить: а зачем это знать? Жили до сих пор “немогузнайками”, проживем и дальше. Этот аргумент, кстати, часто звучит на занятиях по математике, физике, химии и т.д. в школе и в вузе, в частных беседах с учениками и их родителями. А что же остается еще сказать тем, кто не вооружен знаниями? На наш взгляд, невежество в основных вопросах человеческой культуры небезопасно и требует активной борьбы с ним. В итоге мы пришли к выводу. Наступило время разобраться в проблемах регионального компонента: подумать не только о содержании и новых методиках, но и о новых средствах обучения для формирования региональных знаний учащихся средней школы. Одновременно мы определили для себя следующие знаменитые постулаты для дальнейшей работы (цитируем Яна Коменского).

   • “Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены”
   • “Следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью пусть идет о ней речь, выясняющая дело более всесторонне”
   • “Метод обучения должен уменьшить трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий” [5].

2. Выбор направления и первые апробации

          В последние годы в сфере российского образования все активнее ставится вопрос о формировании региональных знаний у учащихся начальной и основной школы. Инвариантная часть программ естественно-научной образовательной области для основной школы предусматривает расширение знакомства с окружающим миром на основе регионального компонента.

          Традиционно принято считать, что самое важное находится в тексте учебника или учебного пособия, где, как правило,отражается концепция авторов. Большинство этих пособий снабжено яркими иллюстрациями, обеспечивающими один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. Однако стремление авторов учебников осветить важнейшие вопросы биологии “на высоком научном уровне”, невзирая на возраст читателей, приводят к тому, что средства наглядности, используемые в них, оказываются мало или совсем неэффективными. “Над умами детей совершается насилие, когда их принуждают к тому, до чего они не дошли еще ни по возрасту, ни по своему умственному развитию. Когда учеников заставляют что-либо запоминать или делать без предварительного и достаточного разбора,разъяснения и наставления. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно. И также ничего нельзя требовать от памяти ребенка, кроме того, что, судя по несомненным признакам, он усвоил” [5].

          Особенно это касается маленьких северян, которые в силу климатических причин не могут наблюдать красоты природы во всем их многообразии. В результате учителя вынуждены опираться на учебники, настенные таблицы с изображениями представителей фауны и флоры средней полосы России.

          В современных учебниках биологии после название класса организмов в большинстве случаев идет или описание одного-двух (иногда - трех) конкретных его представителей, или громоздкий список, например перечисление рыб, обитающих в Мировом океане. В первом случае, при изучении рыб в качестве типичного представителя чаще всего рассматривается речной окунь, который, кстати, не совсем типичен для наших мест. Среда обитания, строение, форма тела, образ жизни, питание и т.д. часто обсуждаются на примере того же речного окуня.

          В этих условиях решение проблемы регионального компонента в северных школах представляется нам возможным только на основе специальным образом организованной учебной информации. Мы полагали, что в этом случае ученики легко выведут общие черты живых существ, составят и усвоят точные и подробные их характеристики. Смена акцента в обучении должна привести к использованию новых средств преподавания, основанных на новых способах предоставления знаний.

          Мы искали новые возможности для формирования начальных представлений детей о живой природе нашего края и решили использовать компьютер как специальный дидактический инструмент обучения. При этом мы опирались на принципы, высказанные Яном Коменским.

          • “Все что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания...”
          • “Идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко, если... никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала...умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения”
          • “Так как ощущение есть самый надежный проводник памяти, то указанное чувственное наглядное восприятие всего приводит к тому, что если кто-либо этим путем что-либо усвоил, что он будет знать это твердо” [5].

          Вся описываемая ниже работа входит неотъемлемой частью в исследование возможностей работы мышления в специальной дидактической системе “Визуальная среда обучения” [2]. “Эта среда включает в себя специальные дидактические “правила игры” и “инструменты”, построенные как на традиционно наглядных, так и специально визуализированных средствах и формах обучения. Она опирается на природный механизм получения человеком информации - зрение. Это ставит ее в один ряд с компьютерными средствами обучения, также максимально привлекающими к работе зрение учащихся” [2].

          Демонстрацию нашего понимания данного процесса можно увидеть на примере обсуждения создаваемых нами и описываемых ниже слайд-фильмов, каждый кадр которых практически и является задачей. Разрабатывая их, мы полагали,что, в результате удастся обратить внимание учащихся на те детали в строении животного организма, которые в силу разных причин не описаны в учебнике или не изображены на готовой таблице.

          Для начала была выбрана тема “Рыбы Баренцева моря”. Экономические условия сложились таким образом, что Баренцево море осталось единственным, имеющим большое промысловое значение в Европейской части России. Его обитатели являются важными промысловыми объектами нашего региона. На их примере можно легко и увлекательно показать взаимосвязь организма и среды во всех проявлениях: от формы тела до его строения и окраски.

          Всего мы запланировали три серии мини-уроков, в первой из которых собирались познакомить детей с камбалой, этим “прекрасным уродом”. Мы предполагали рассмотреть такие вопросы:
  • Как нарисовать морскую камбалу.
  • Как растет морская камбала.
  • Какие секреты у морской камбалы.

           Вторая серия по нашему замыслу должна продолжить первую:
  • Какие у рыб плавники.
  • Что мы видим на теле рыбы.
  • Зачем рыбам плавники.

           В завершающую серию слайд-фильмов войдут такие вопросы:
  • Какие родственники у морской камбалы.
  • Прекрасные “уроды” северных морей.
  • Знаменитые рыбы Баренцева моря.

           Первый слайд-фильм “Как нарисовать морскую камбалу” адресован самым юным школьникам. Мы не случайно выбрали именно камбалу, которую взрослые жители нашего города, кроме рыбаков-промысловиков, часто называют ершом. Во-первых, это обитатель Баренцева моря, являющийся промысловым объектом, во-вторых, название его знакомо юным мурманчанам по прилавкам магазинов, и, в-третьих, это удивительно яркий и необычный обитатель морского дна.

          Вначале мы решили протестировать этот слайд-фильм на аспирантах-математиках Мурманского государственного педагогического университета и поняли, что сделали удачный выбор. Многие из них признали, что впервые обратили внимание на строение тела этой рыбы и совершенно не знают об ее характеристических особенностях в строении, положении глаз и жаберной крышки.

          Затем нами был проведен обучающий эксперимент с учащимися вторых классов гимназии № 8 и прогимназии № 40 г. Мурманска (всего 34 человека). Перед показом мы задали детям вопросы: “Какова форма тела камбалы?” и “Где у камбалы находятся глаза?” О том, что тело у камбалы плоское, знали только два ребенка, а о том, что ее глаза расположены на одной стороне, никто из ребят никогда даже и не слышал.

          Первые впечатления: удивление, вопросы, недоумения... Затем просмотрели слайд-фильм. Его намеренная упрощенность и примитивность позволила выделить те существенные признаки живого организма, на которые мы хотели обратить внимание маленького жителя северного города. Этот фильм чисто учебный: он передают знания, выделяя только основное, существенное.

          Во время показа слайд-фильма второклассникам мы увидели их неподдельный интерес. Они сидели очень тихо, заинтересованно смотрели и внимательно слушали. Каждый кадр (рис. 6) нами объяснялся. В ходе комментариев обращали внимание на необходимые детали.

          Дети просили повторить просмотр. Поэтому была показана другая версия этого же фильма. Второклассники были весьма сосредоточены, никто не отвлекался и не шумел. После просмотра было предложено нарисовать эту “странную” рыбку. Все дети прекрасно справились с заданием (рис. 7), несмотря на то, что мы практически исключили наглядность, оставив грубые схемы.

          По окончании работы (все заняло 20-30 минут) все были очень довольны и просили нас прийти еще раз. Многие, по словам родителей, повторяли свои рисунки дома, а в книжных иллюстрациях с рыбами искали знакомые плавники. Они сразу же “узнали” камбалу в экспозиции музея, обнаружив, что глаза у нее действительно находятся на одном боку.

          Несколько опережая намеченный ранее порядок, мы показали детям ведущей экспериментальной группы 2 класса прогимназии № 40 г. Мурманска (27 человек) ролик из второй серии “Какие у рыб плавники”. Мы хотели узнать, могут ли второклассники перенести определенные признаки достаточно нестандартного объекта на некоторый обобщенный образ, рассчитывая, что определенная “параллельность” в предъявлении информации поможет им, несмотря на малый жизненный опыт в этом вопросе. Мы полагали, что “биология как учебный предмет представляет исключительную ценность... ее материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений” [3].

          Результаты превзошли наши ожидания. Учащиеся, уже знакомые с процессом просмотра, с нескрываемой радостью, с “горящими” глазами встречают нас. Две-три минуты ушло на восстановление содержания первого слайд-фильма (рис. 8, вверху). Все с удовольствием отвечали на вопросы, сразу вспоминая: камбала плоская, у нее глаза на одном боку и у нее красные пятнышке на теле. С огромным вниманием ученики смотрели и новый слайд-фильм “Плавники рыб” (рис. 8, внизу), слушали разъяснения и отвечали на вопросы, отгадывали названия плавников, читая надписи к рисункам.

           В работе детям здесь помогал человечек, который либо соглашался с ними, либо указывал на их ошибки. Один из второклассников даже внес предложение расширить его функции: “пусть человечек не только подсказывает, но и путает нас, проверяя наши ответы”. Весь “урок” длился 15 минут. Никто не устал, все довольны. Сказали, что хотят поработать с нами еще раз (рис. 9).

           Из беседы с родителями мы выяснили, что дети очень полюбили уроки “Окружающего мира”, (но не работу с учебником и рабочей тетрадью). Они стали более любознательными. Ребята с радостью встречают нас, хвастаются, что умеют рисовать камбалу.

           В перспективе нам хотелось бы не останавливаться только на рыбах. Всего предусматривается разработать 4 коллекции (рыбы, птицы, звери и растения). Особенно интересным объектом в этом отношении являются птицы. Это именно те животные, которых учащиеся могут увидеть на улицах города, или за городом, на побережье. Зачастую даже взрослые не только не умеют их различать, но и называют их неправильно. В нашем портовом городе подобная путаница привела к тому, что подавляющее большинство именуют чайку бакланом, так же, как камбалу - ершом.

           Уже на данном этапе мы позволяем себе подвести некоторый итог, классифицируя компьютерный слайд-фильм как дидактическое средство обучения: он может быть использован в качестве одного из структурных элементов урока; он развивает любознательность и наблюдательность учащихся, помогая им уточнять наименования и выделять особенности строения, поведения и способов обитания тех, кто живет рядом с нами.

3. Наши сомнения и поиски

          Эксперимент, описанный выше, проводился в классе с детьми достаточно высокого уровня развития (учитель И.В. Астафурова). Открытым остался вопрос: действительно ли слайд-фильмы подобного типа могут оказаться полезными для более широкого круга детей (как в смысле их физического, так и ментального возраста).

          Сомнения возникли в силу того, что данный фильм “нарисован грубо” (все же мы не художники), содержит научные термины (названия плавников - спинной, брюшной и т.д.), которые предлагаются специализированными курсами зоологии в более старших классах (по действующей программе это, в основном, 7 класс). Поэтому было решено провести новые “полевые испытания” в летнем городском оздоровительном лагере “Северяночка” при гимназии № 8 г. Мурманска. Подробно причины данного решения описаны в конце статьи.

          Мы выбрали группу детей 6-8 лет из 20 человек. Поскольку в этой группе трое еще не умели читать и писать, то мы не рискнули сразу вести при них “ученые разговоры” о камбале, а решили начать с того, в том числе и малыши, кого все так любят.

          Первое занятие было проведено под девизом “Давай нарисуем собаку!”. Этот урок, как и два последующих, представлен здесь по записи на диктофоне с одновременными демонстрациями кадров из соответствующих слайд-фильмов.

          Итак, визуальный урок по слайд-фильму

“Давай нарисуем собаку”

          Сначала учитель беседует с детьми, выясняя: у кого дома живет собака? Кто хотел бы иметь собаку? Затем дети обсуждают: Как выглядит собака? Чем она отличается от других зверей?

Учитель: “Сегодня мы будем учиться рисовать собаку. Сначала мы внимательно посмотрим фильм, прочитаем надписи и обсудим рисунки. Затем вы возьмете листочки и карандаши и будете, следя за изображениями на экране рисовать симпатичную собаку. Итак, смотрим на экран. Наш фильм называется “Давай нарисуем собаку!”. Вот какая собака здесь изображена. Ну-ка посмотрите, какая она здесь у нас веселая или грустная?” (рис. 10)
Дети: “Грустная”.
(Все дети говорят хором, они очень возбуждены. Некоторые выкрикивают с места и перебивают друг друга. При этом, лица почти у всех тоже грустные.)
Учитель: “Почему собака бывает грустной, как вы думаете?”
Дети: “Ей не дали косточку”.
Учитель: “Чтобы ее развеселить, что надо сделать?”
Дети: “Нужно с ней поиграть... Дать косточку... Дать попить или покушать чего-нибудь вкусненького...” (Предложений много).
Учитель: “Интересно, какая же у нас с вами получится собака. Сразу не рисуйте. Посмотрим, как это нам предлагается в фильме... Сначала мы рисуем голову собаки. Вот какая она у нас” (рис. 11).
(Дети смеются, смотрят заинтересовано. Постепенно затихают и становятся очень внимательны. Читают вместе хором). Учитель: “Теперь рисуем ухо. А как вы думаете, почему мы рисуем только одно ухо, а не два?”
Дети: “Потому что собака стоит к нам одним боком”.
Учитель: “Как вы думаете, что теперь надо нарисовать?”
Дети: “Глаза”.
Учитель: “Нарисуем у собаки глаз. (Улыбаются). Теперь она у нас может видеть... А теперь, что рисуем?”
Дети: “Нос”.
Учитель: “А чтобы собака стала у нас веселая, что надо нарисовать?”
Дети: “Улыбку”.
Учитель: “Смотрите, веселая собака у нас получилась?” (рис. 12)
Дети: “Да очень... Даже перевеселая”. (Все радуются и улыбаются).
Учитель: “Теперь нарисуем у собаки шею. Как вы думаете, для чего собаке нужна шея?”
Дети: “Чтобы могла вертеть головой в разные стороны”. (Смеются)
Учитель: “Давайте нарисуем туловище (Все веселятся, громко смеются, глядя на экран) и хвост. Для собаки хвост очень важен. Мы можем видеть, как она нам радуется именно по ее хвосту. Что еще нам осталось нарисовать?”
Дети: “Ноги. Лапки”.
Учитель: “Лапы. Сколько их всего у собаки?”
Дети: “Четыре”.
Учитель: “Давайте проверим и посмотрим, как наша собака побежит... (рис. 13). Ну а теперь вы сможете сами нарисовать собаку, или нужно показать вам фильм еще раз?”

           (Дети просят показать фильм еще раз. Cмотрим и читаем текст вслух. При показе фильма 3-й раз, дети начинают рисовать. Каждый кадр вновь более кратко и лаконично комментируется, уточняются лишь детали, существенные для самого получения правильного изображения. Дети рисуют голову собаки, ухо, глаз и т. д.)

           Учитель: “Рисуем собаку веселую, не забудем про улыбку. Человечек на экране радуется, как хорошо все у нас получается”.
(Все дети показывают свои рисунки и переживают, правильно ли, красиво ли у них получилось).

Наши комментарии

          Испытав положительные эмоции от общения с детьми (запись пленки с их голосами прослушиваем до сих пор), мы решили закрепить наш успех, разработав первый разворот визуальной тетради №1 к этому фильму.

          Эти специальные дидактические материалы расположены на двух разворотах обычной по размерам тетради, в которой “можно писать и рисовать, как и в обычной” школьной тетради. Здесь “много разных задач-загадок про тех, кто живет рядом с нами на Крайнем Севере”. В них можно “рисовать, отвечать на вопросы или выбирать верные ответы”. Данный задачник составлен для того, чтобы дети “учились смотреть и видеть, видеть и узнавать, узнавать и догадываться”.

          Вопросы в нем разные: от простых, предлагающих только ответить на вопрос типа: “Кто бегает?, Кто летает? Кто плавает?”, до выбора правильного ответа из списка предложенных: “Под каким номером изображена собака?”, “Собака - это... (насекомое, домашний зверь, дикий зверь, птица)”.

          К этому времени мы уже определили для себя исходные позиции: в качестве основных “основателей династий” (то есть линий: звери, птицы, рыбы) тех, кто нашим северным детям хорошо знаком:

          собака – зверь, живущий у нас дома;
          сова – птица, знакомая нам по народным сказкам и рассказам знаменитых писателей;
          камбала – диковинная рыбка, встречающаяся на прилавках наших магазинов.

“Нарисуем вместе сову”

          Слайд-фильм “Нарисуем вместе сову” мы решили “испытать” на детях 7-10 лет (в двух подгруппах 2-го отряда этого же летнего лагеря). Было любопытно выявить, не скучно ли им будет смотреть его, захотят ли они в каникулы вместо игры получать новые знания.

          Сценарий данного сюжета также воспроизведен нами по записи с пленки диктофона.

Учитель: “Мы с вами уже встречались и учились рисовать собаку. Вы мне подарили свои рисунки, и я дома внимательно их рассмотрела. Все рисунки замечательные, мне очень понравились”.
Учитель: “Сегодня мы будем учиться рисовать сову, все вы знаете, что это за птица?”
Дети: “Она летает и охотится ночью, а днем она спит”.
Учитель: “Она хищная или питается семенами?”
Дети: “Хищная, она питается мышами, кроликами”.
Учитель: “Она летает шумно или тихо?”
Дети: “Тихо”.
Учитель: “А почему, как вы считаете?”
Дети: “Потому что мыши не должны ее слышать, у них чуткий слух, а то они убегут и спрячутся”.
Учитель: “А где сова живет, вы знаете?”
Дети: “Она живет в дупле... А еще она очень хорошо видит в темноте, как кошка... У нее такие большие глаза... Она слепнет от солнечного света и поэтому днем не может летать”.
Учитель: “А теперь давайте посмотрим новый фильм про сову, и, как в прошлый раз, сначала смотрим вместе, а затем вместе будем рисовать, хорошо? Итак, фильм “Нарисуем вместе сову” (рис. 14). Вот такая у нас с вами сова, а рядом человечек-помощник, который думает, как же нарисовать сову. Смотрим и рисуем сначала туловище совы. На что похоже туловище совы?” (рис. 15)
Дети: “На шишку... На матрешку... На лимон... На капельку... На человечка...”
Учитель: “Теперь мы будем рисовать глаза, посмотрите какие глаза у совы: огромные и круглые.”
Дети: “На приведение похожа”.
Учитель: “Почему у нее глаза такие большие?”
Дети: “Она смотрит за всеми”.
Учитель: “Она вообще ночью летает или днем?”
Дети: “Ночью.”
Учитель: “А чтобы ночью видеть, какие глаза должны быть?”
Дети: “Большие... Она вообще питается мышами, короче, всем мелким, то что движется”.
Учитель: “Теперь рисуем клюв. На что он похож?”
Дети: “На галочку...На летящую чайку...”
Учитель: “Для чего сове нужен острый клюв?”
Дети: “Чтобы кольнуть, схватить свою жертву и понести ее”.
Учитель: “Теперь рисуем лицо” (рис. 16). Видите у совы, почти как у человека, есть тоже “лицо”. Мы с вами говорили, что сова ночная птица, поэтому “лицо” служит ей для лучшего восприятия не только предметов,но и звука. Правильное название “лицевой диск”. Когда сова слышит какие-нибудь звуки, то она поворачивает голову, как бы вслушивается в звуки, “косить” взглядом она не умеет, поэтому поворачивает всю голову. А теперь - “брови”. Вообще, конечно, у совы их нет, но очень похоже. Это специальные перышки на голове, которые также служит для направления звука в темноте. Затем лапы. Они у совы мощные. На лапах острые когти... Для чего они нужны сове, кто знает?”
Дети: “Чтобы хватать пищу”.
Учитель: “Правильно. Она может схватить мышку или маленького зайчонка. Чтобы поднять его вверх, необходимы такие острые когти. Теперь рисуем крылья. Раз наша сова сидит, то крылышки она прижала к телу... Она отдыхает на веточке. Рисуем хвост и перья на нем. Это рулевые перья, которые нужны для того, чтобы “рулить” во время полета, то есть выбирать направление”.
Дети: “А теперь нарисуем перья и веточку”.
Учитель: “Правильно, покрываем тело совы перьями (рис. 17). Для чего сове нужны перья?”
Дети: “Чтобы она могла летать... Чтобы ей было тепло”.
Учитель: “Правильно, молодцы. Вся сова покрыта перьями для того, чтобы она могла бесшумно летать. Знаете ли вы, что у совы совята самые-самые мягкие и пушистые из всех птенцов. Вот такие у совы перья”.
Дети: “И самые опасные, потому что хищные”.
Учитель: “Посадим сову на веточку, чтобы она на ней сидела и отдыхала. Раскрасим ее... Вот какая у нас получилась красивая сова.Смотрим фильм снова и вместе с изображением на экране рисуем. Итак, смотрим и рисуем. Сначала нарисуем вот такое туловище. Вспомним на что оно похоже: на матрешку, на картошку, на капельку и т. д.”

Наши комментарии.

          Этот фильм мы показали и в младшей группе (1-й отряд - дети 6-8 лет). Дети не очень быстро справились с заданием. Для этого возраста такой рисунок, конечно же, сложен. Некоторые повторяли попытку несколько раз. В 1-м фильме рисунок собаки состоял из простых линий, а сама форма тела совы уже была трудна для воспроизведения. Смотрели фильм про сову уже не с тем вниманием, с каким воспринимали фильм про собаку. Но рисовали все с энтузиазмом. Самой трудной оказалась форма тела, многие несколько раз перерисовывали, остальные детали у всех, даже у самых маленьких, были изображены правильно. Многие раскрасили сову так же, как это предлагалось в фильме.

           Занятия в 2-ом отряде (дети 8-9 лет) прошли спокойно и интересно. Ребята оказались полностью готовы к восприятию нового материала, были всецело поглощены беседой. Не у всех у них, как и у малышей, сразу получилась правильная форма тела. Некоторые повторили попытку. Но все отдельные детали совы изображены правильно, за исключением “лица” - у многих оно превратилось в “бороду”. Рисовали, конечно, немного дольше, чем собаку.

          К этому фильму мы также составили по той же схеме мини-задачник:
 вопрос типа:
“У кого лапы?, У кого плавники? У кого крылья?”.
 выбор правильного ответа из списка предложенных:
“Под каким номером изображена сова?”
“Сова - это... (растение, домашняя птица, дикая птица, зверь)?”.

          Как и ранее здесь представлена возможность зрительного анализа деталей образа (Посмотри и найди: что забыл нарисовать у этой совы художник?).

“Как нарисовать морскую камбалу”

           Третьим по нашему плану был урок по слайд-фильму “Как нарисовать морскую камбалу”, который описан нами выше. Напоминаем: мы хотели проверить возможность его восприятия самыми маленькими детьми 1-й группы (дети 6-8 лет из которых трое не умеют читать и писать). Для того, чтобы была отчетлива видна разница в проведении уроков, мы повторяем кадры из этого фильма, сопровождая их записями диалога учителя и учеников с пленки диктофона.

Учитель: “Итак, кого мы с вами научились рисовать в прошлые наши встречи?”
Дети: “Собаку и сову”.
Учитель: “Кого было рисовать труднее?”
Дети: “Сову” (отвечают хором)
Учитель: “А почему она оказалась труднее?”
Дети: “Потому что она сложная, а собака простая”.
Учитель: “Сегодня мы с вами научимся рисовать рыбу под названием камбала. Кто-нибудь из вас представляет себе, как она выглядит?”
Дети: “Плоская”.
Учитель: “А кто из вас знает, почему она такая плоская? (Все молчат, никто не знает). А где вы ее видели? Кто ее видел? Откуда вы знаете, что она плоская?”
Один ребенок: “Мне папа рассказывал”.
Учитель: “А в музей вы ходили недавно?”
Дети: “Да”. (Ходили на прошлой неделе в местный краеведческий музей)
Учитель: “В зал “Океан” заходили? Вам там камбалу показывали?”
Дети: “Нет, не показывали”.
Учитель: “Это очень необычная рыбка. Мы сегодня с вами с ней познакомимся, посмотрим ее изображение на экране и научимся ее рисовать. Сначала смотрим, затем рисуем. А сейчас все внимательно смотрим на экран”.
Итак, наш фильм называется “Как нарисовать морскую камбалу” (рис. 18). Морская камбала, потому что она постоянно живет только в море. Есть, например, речная камбала, она может жить и в реке. Видите, как она выглядит? Она плоская. Какие же у нее особенности в строении? Сейчас мы с вами это и увидим на экране. Вот видите у нее плоское тело” (рис. 19).
Дети: “Похоже на блинчик или на лужицу”.
Учитель: “Очень похожа. Но у камбалы, как и у всех рыб, есть плавники. Сейчас мы узнаем с вами, какие именно плавники есть у нашей камбалы. Смотрите: большой спинной плавник один и расположен на спине.Есть хвостовой плавник, он расположен на хвосте. Раз у камбалы есть хвост, то еще один большой плавник, расположенный под ним так и называется - подхвостовой. Еще у камбалы есть брюшные плавники. Посмотрите: они такие маленькие по сравнению с теми, которые мы до сих пор видели у нее. С помощью всех этих плавников она плывет в воде. У камбалы есть боковая линия. Такой орган есть почти у всех рыб, он помогает рыбе в путешествиях по океану,чтобы рыба могла найти дорогу в своих путешествиях. У камбалы, как у всех рыб, есть жаберная крышка. Вы знаете,для чего нужны жабры рыбам?”
Дети: “Да, для того, чтобы дышать под водой”.
Учитель: “Молодцы! А посмотрите внимательно, как у камбалы расположены глаза. Видите, на одной стороне, они находятся у камбалы на одном боку. У рыбок обычно как глаза расположены?” (рис. 20)
Дети: “По бокам”.
Учитель: “Правильно. Потому что, когда рыба плывет, она должна смотреть по сторонам. А наша камбала “лежебока”, она все время укладывается на дно, на один бочок, и ее глазки постепенно переходят на один бок. чтобы узнать именно морскую камбалу, мы ведь с вами уже говорили, что камбал разных много, у нее на всем теле есть яркие пятнышки. Вот такая она у нас красивая” (рис. 21). А теперь давайте посмотрим фильм еще раз и попробуем нарисовать камбалу”.
(Каждый сидит за отдельным компьютером, просматривает фильм и рисует в удобном для себя режиме. Детям, не умеющим читать, помогает учитель).
Учитель: “Еще раз посмотрим фильм про камбалу и проверим, правильно ли мы ее нарисовали”.

Наши комментарии.

          В данном случае “портрет” живого существа создается с одновременным разглядыванием готовой картинки и чтением текста, подсказывающим, что и как именно делать. Нужно не просто копировать рисунок, а внимательно следить за подсказками текста, а изучать особенности его внешнего строения, сопоставляя научный термин со зрительным образом.

          Все смотрели внимательно, сидели очень тихо. Но дети маленькие: фильм оказался для них несколько тяжеловат. На рисунках у 7 человек камбала имеет только один глаз, как и у рыбок “обычного” вида. Все остальное: плавники, жаберные крышки и пятнышки изображены правильно.

          Мы выяснили, что для дошкольников и учащихся, окончивших только 1-й класс этот фильм сложен. Было видно, что им было не так интересно, как, например, при просмотре фильма про собаку. В этой группе одни не читают вообще, другие медленно и с трудом. Воспринять информацию о названиях плавников, жаберных крышках и боковой линии на слух им также достаточно трудно.

          Для детей постарше (2-й отряд) выбор такой необычной рыбки оказался более удачен: мы убедились, что в этом возрасте с помощью нашего фильма ее рисовать легко. Мы уповаем на то, что, изучив камбалу, дети начнут рассматривать и другие рыбки: Похожи ли они на камбалу? Есть ли у них те самые плавники? То есть они начнут сопоставлять. Естественное природное любопытство заставит их это сделать (во всяком случае, надежда на это есть).

          В мини-задачник, сохраняющем в целом общую схему, введены вопросы, требующие не только “научных знаний” о строении камбалы, типа: “Посмотри и запиши: в какую сторону направлена голова морской камбалы” но и начальных навыков логического вывода из набора данных зрительной информации: “Жабры у морской камбалы расположены (на обеих сторонах тела, на одной стороне тела, только на одной стороне тела, иногда на одной стороне тела)”

Заключение.

          Как и обещали, поясним, почему мы решили пойти в городской летний лагерь.

          В каждом классе начальной школы действует та или иная педагогическая система. В некоторых школах нашего города в одной и той же параллели обучение с 1-го по 3-й (или 4-й) классы ведется совершенно по разным психолого-педагогическим и дидактико-методическим направлениям. В связи с этим, поскольку, мы поставили своей задачи решить проблему регионального компонента в городских школах Крайнего Севера, встал вопрос о выборе определенной педагогической системы. Мы глубоко убеждены, что каждая такая система хороша, как говорят математики, в своей “области определения”, т.е. при определенных условиях и в определенных образовательных областях. Но у нас нет возможности испытать каждую из них. Результаты, которые мы видим, нас не совсем удовлетворяют.

          При переходе на II-ю ступень обучения (5-й класс основной школы) состав учебных групп резко меняется, объединяя воедино учащихся с неодинаковыми уровнями подготовки, критериями поведения на уроках, и, если угодно, с разной мотивацией к обучению. Поэтому мы решили отказаться от привязки к какой-либо конкретной педагогической системе, как бы хороша она не была. Именно поэтому мы и пошли в летний городской лагерь, отряды которого объединяют школьников из разных школ, обучающихся по разным системам и программам. Эксперимент был тем более интересен, что он проходил летом, когда дети настроены отдыхать и развлекаться, а не учиться.

          Мы решили идти от “ab оvо” (от яйца), т.е. от самих детей, от того, что им интересно. А дальше уже формировать этот интерес в том направлении, который считаем полезным. Главное, что мы определили для себя - это ни в коем случае ни противоречить естеству самого ребенка.

          Почему-то принято считать: те, кто учится, обязательно должны проявлять свои знания на научном языке. Совсем нет! Если маленький человек вспомнит про свою спинку или грудь и скажет, что это спинной или грудной плавник, то, в нашем понимании, это уже и есть необходимый ответ. То есть: может он запомнить плавники - пусть запоминает, не может - пусть хотя бы зрительно распознает.

          Вспомним: когда мы изучаем иностранный язык, то иногда приходим к такому моменту, когда уже понимаем, но говорить еще не можем. Так вот это уже хорошо. Потом, глядишь, и заговорим.

          Первый этап нашего “Северного эксперимента” закончен.

          Мы надеемся, что сумели ответить на вопрос: “Действительно ли нужен региональный компонент в школе?” и подошли к рассмотрению второго: “Что можно предложить в помощь современному учителю для формирования начальных естественнонаучных (биологических) знаний”.

          К началу нового года мы полагаем завершить его осмысление и оформить результаты. А когда начнет зарождаться новый полярный день, и наши дети вновь начнут стремиться к солнышку, провести очередную серию экспериментов, для того, получить ответ на третий волнующие нас вопрос: “Каков, с точки зрения разумности и достаточности, необходимый и возможный объем знаний по региональному компоненту биологического образования в младших классах северной школы?”.

Использованная литература:

           1. Арнхейм Р.В защиту визуального мышления //Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. - М.: Прометей, 1994. - С.153-173 [1]
           2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - СПб.: Свет, 1997. - 400 с.
           3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
           4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса (I -IV). Самара: Корпорация "Федоров", 2000. - 168 с.
           5. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с. - (Пед. б-ка). - С. 242-476.
           6. Лукьянова И. Незнайка в праздничном городе //Ломоносов, 2003, № 6. - С. 124-128.
           7. По морям и океанам. Географический атлас для детей. М.:ПКО "Картография", 1996. - 64 с.

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

Визуальные дидактические материалы, о которых рассказывается в статье, размещены в разделе Биология и предлагаются для бесплатного распространения.

Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100