Главная -> Наши публикации -> Статьи ->Ежова Н.М.
Возможные подходы к организации информации в учебных средах (оболочках)
 

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ
В УЧЕБНЫХ СРЕДАХ (ОБОЛОЧКАХ)
 
Ежова Н.М.

Статья опубликована в материалах
Международной научно-технической конференции «Наука и образование - 2006» [Электронный ресурс],
Мурманский государственный технический университет

Материал предоставляется для свободного некоммерческого использования
с обязательной ссылкой на авторов (согласно ст. 1229 Гражданского кодекса РФ)


           Сегодня в российской школе проводится в жизнь Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Для ее поддержки в стране осуществляются разнообразные проекты, в частности, “Информатизация системы образования” (НФПК), направленные на создание условий для внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

           В рамках таких проектов рассматриваются различные вопросы, в том числе, об общих и частных подходах к разработке электронных ресурсов обучения (ЭРО), решение которых помогло бы упростить использование ЭРО в учебном процессе (по дистанционной или традиционной форме).

           В работе [1] мы предлагаем возможные пути решения этой проблемы и обосновываем требования, позволяющие повысить удобство использования электронных ресурсов обучения, и являющимися обязательными при их разработке.

           Здесь нами рассматривается практическое применение одного из сформулированных и обоснованных в ней принципов организации информации в электронных учебных ресурсах, который, на наш взгляд, является наиболее значимым:

           принцип мозаики, заключающийся в распределении учебного материала по “деталям”, которые можно соединять в жестко структурированные различные фрагменты, воспринимаемые как единое, легко распадающееся на отдельные объекты, целое.

           На сегодняшний день нами (участниками неформального объединения “Визуальная школа”-vischool.r2.ru) создаются такие электронные ресурсы, как компьютерные слайд-фильмы, предназначенные для раскрытия учебной теории. Они могут быть воспроизведены на любом компьютере с WINDOWS версии 95 (и выше) без дополнительной установки специальных программ, так как выполнены в формате ЕХЕ. Для запуска “кино” требуется всего лишь дважды щелкнуть левой клавишей “мышки” на значке соответствующего файла. Для управления фильмом предусмотрены только две графические кнопки (назад и вперед), они располагаются на всех кадрах в одном и том же месте и позволяют останавливаться на кадрах, требующих специального внимания.

           Разработчику принцип мозаики предписывает создание автономных слайд-фильмов, каждый из которых освещает минимально допустимый методически фрагмент учебной теории. Причем для раскрытия учебной темы предполагаются варианты слайд-фильмов с различной степенью подробности изложения этого материала: для дистанционного обучения (для ученика), для дидактической поддержки урока (для учителя), для выполнения функции справочника (информационная схема) и др.

           Учителю принцип мозаики дает возможность выбирать те слайд-фильмы, которые соответствуют сценарию дистанционного урока, определять место и время фильмов в структуре традиционного занятия.

           Принцип мозаики выражается и в том, что слайд-фильмы представляют собой не целостный программный продукт или единую систему, а образуют совокупности (серии, коллекции и проч.) отдельных файлов.

           Однако есть и обратная сторона такого свободного соединения фильмов. Мозаика позволяет создавать столь много слайд-фильмов и их вариаций, что требуется не просто упорядочивание (структурирование) их расположения, но и визуализация навигации среди них. К примеру, по теме “Первая четверть тригонометрической окружности” создано семь фильмов, каждый из которых имеет три варианта, общим числом 21 слайд-фильм.

           В уже упоминавшейся работе [1] выдвигалась идея специальной учебной среды (оболочки) для хранения и использования электронных ресурсов обучения. Нами были сформулированы те основные возможности, которые должна была бы обеспечивать подобная специфическая среда (оболочка), а именно:

              методически удобное отражение на экране монитора программ-“учебников”, установленных на жестком диске компьютера, которое обеспечивает свободную навигацию среди электронных ресурсов;
              максимально простое визуализированное выполнение операций с компьютерными средствами обучения, аналогичных стандартным операциям с файлами (документами) и каталогами (папками), среди которых мы особо выделяем выбор учебной информации по произвольным параметрам;
              строгое ограничение количества таких операций согласно потребностям учебного процесса.

           В настоящее время мы решаем конкретный вопрос, - способ визуальной организации слайд-фильмов различного назначения, относящихся к одной учебной теме.

           Один из возможных ответов “лежит на поверхности” - использование организации файлов в каталоги и подкаталоги, принятой в средах широко распространенного семейства Windows.

           Однако здесь есть значительные неудобства, к которым можно отнести следующие:
          не выводятся полностью на экран слишком длинные имена файлов-фильмов (поясняющие их суть);
          не отражаются развернутые комментарии к содержанию слайд-фильма;
          невозможно "сделать обложкой" фильма наиболее информативный кадр.
          Кроме того, пользователь (учитель) вынужден будет сам создавать каталоги и определять расположение тех фильмов, которые он сочтет нужным отобрать для включения в план занятия (по традиционной или дистанционной технологии).

           Все это не соответствует главному мотиву нашей работы: учителю и ученику должно быть технически и методически так же удобно работать с электронными учебными ресурсами, как с традиционными бумажными [1].

           Другие схемы организации информации нам предлагают многочисленные Интернет-сайты. Достаточно подробно такие схемы рассмотрены в книге [2]. Перечислим возможные варианты, предлагаемые в ней: “алфавитный, хронологический, по местоположению, по направлению (или по изменению признаков), по категориям, по задачам, по аудитории, по иерархии, по ассоциациям” [2, с. 132]. Естественно, что в настоящее время в "чистом виде" эти разновидности встречаются не часто.

           На наш взгляд, для организации навигации в “серии” слайд-фильмов (группе слайд-фильмов, посвященной раскрытию одной учебной темы) наиболее подходит сочетание “схем по аудитории и категории”, и визуальной “ассоциативной схемы”, основанной на внешнем виде элементов. Кратко охарактеризуем эти разновидности:

           организация по аудитории - создание разделов, отражающих специфику аудитории;
           организация по категории - объединение элементов по общей, присущей им характеристике;
           ассоциативная схема - основана на понятиях и образах, знакомых пользователям [2, С.132-139].

           Для проведения тестирования и апробации учебной среды (оболочки) с предлагаемой нами организацией информации мы строим ее методический прототип, то есть модель с соблюдением специфических требований учебного процесса [1].

           Прототип среды (оболочки) реализован с помощью языка HTML в среде популярного Интернет-браузера Internet Explorer. Отметим, однако, что любой Интернет-браузер обладает как избытком функций, излишним для использования в учебном процессе, так и недостатком определенных функций методического характера.

           К функциям первого рода мы относим различные сервисные настройки, которые позволяют легко менять, случайно или специально, конфигурацию подобной среды, что может нарушать сценарий занятия.

           Наше мнение о функциональной неполноте браузера обоснуем следующим примером. Нам кажется желательным, чтобы добавление нового слайд-фильма в подобную среду было подобно инсталляции, когда без усилий со стороны пользователя создаются новые папки (в нашем случае, разделы), появляются необходимые ярлыки и пункты Главного меню (в учебной оболочке - комментарий к фильму и его “обложка”). Интернет-браузеры, при всем своем удобстве, подобными возможностями не обладают. Они не позволяют формировать, скажем, из серии слайд-фильмов выборку, включаемую учителем в структуру урока, и также многое другое, необходимое для учебного процесса, проводимого по любой форме.

           В завершение приведем скелетную схему [2] опытного образца раздела, посвященного теме “Первая четверть тригонометрической окружности” (рис. 1). Предполагается, что соответствующий фильм запускается щелчком на названии.

Литература

 1. Резник Н.А., Ежова Н.М. Проблемы интерфейса компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. - №3. - С. 40 - 66.

 2. Фйо А. Рентабельный Web-дизайн. Пер. с англ. - М.: Кудиц-образ, 2004. - 336 с.

Уважаемые коллеги!
Мы с благодарностью примем
ваши замечания и предложения.
Отправить отзыв

   

Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100