Главная
-> Наши публикации
-> Статьи
->Ежова Н.М. Возможные подходы к организации информации в учебных средах (оболочках) |
Уважаемые коллеги! В УЧЕБНЫХ СРЕДАХ (ОБОЛОЧКАХ) Ежова Н.М.
Статья опубликована в материалах
Материал предоставляется для свободного
некоммерческого использования |
Сегодня в российской школе проводится в жизнь Стратегия Российской Федерации в области развития образования
на период до 2010 г. Для ее поддержки в стране осуществляются разнообразные проекты, в частности,
Информатизация системы образования (НФПК), направленные на
создание условий для внедрения и активного использования информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
В рамках таких проектов рассматриваются различные вопросы, в том числе, об общих и частных подходах
к разработке электронных ресурсов обучения (ЭРО), решение которых помогло бы упростить использование
ЭРО в учебном процессе (по дистанционной или традиционной форме).
В работе [1] мы предлагаем возможные пути решения этой проблемы и обосновываем требования,
позволяющие повысить удобство использования электронных ресурсов обучения, и являющимися
обязательными при их разработке.
Здесь нами рассматривается практическое применение одного из сформулированных и обоснованных
в ней принципов организации информации в электронных учебных ресурсах, который, на наш взгляд,
является наиболее значимым:
принцип мозаики, заключающийся в распределении учебного материала по деталям,
которые можно соединять в жестко структурированные различные фрагменты, воспринимаемые как единое,
легко распадающееся на отдельные объекты, целое.
На сегодняшний день нами (участниками неформального объединения Визуальная школа-vischool.r2.ru)
создаются такие электронные ресурсы, как компьютерные слайд-фильмы, предназначенные для раскрытия учебной теории.
Они могут быть воспроизведены на любом компьютере с WINDOWS версии 95 (и выше) без дополнительной установки
специальных программ, так как выполнены в формате ЕХЕ. Для запуска кино требуется всего лишь дважды щелкнуть
левой клавишей мышки на значке соответствующего файла. Для управления фильмом предусмотрены только две
графические кнопки (назад и вперед), они располагаются на всех кадрах в одном и том же месте и позволяют
останавливаться на кадрах, требующих специального внимания.
Разработчику принцип мозаики предписывает создание автономных слайд-фильмов,
каждый из которых освещает минимально допустимый методически фрагмент учебной теории.
Причем для раскрытия учебной темы предполагаются варианты слайд-фильмов с различной степенью
подробности изложения этого материала: для дистанционного обучения (для ученика),
для дидактической поддержки урока (для учителя), для выполнения функции справочника
(информационная схема) и др.
Учителю принцип мозаики дает возможность выбирать те слайд-фильмы,
которые соответствуют сценарию дистанционного урока, определять
место и время фильмов в структуре традиционного занятия.
Принцип мозаики выражается и в том, что слайд-фильмы представляют собой
не целостный программный продукт или единую систему, а образуют
совокупности (серии, коллекции и проч.) отдельных файлов.
Однако есть и обратная сторона такого свободного соединения фильмов. Мозаика позволяет создавать
столь много слайд-фильмов и их вариаций, что требуется не просто упорядочивание (структурирование)
их расположения, но и визуализация навигации среди них. К примеру, по теме Первая четверть
тригонометрической окружности создано семь фильмов, каждый из которых имеет три варианта, общим числом 21 слайд-фильм.
В уже упоминавшейся работе [1] выдвигалась идея специальной учебной среды (оболочки)
для хранения и использования электронных ресурсов обучения. Нами были сформулированы
те основные возможности, которые должна была бы обеспечивать подобная специфическая среда (оболочка), а именно:
методически удобное отражение на экране монитора программ-учебников,
установленных на жестком диске компьютера, которое обеспечивает свободную навигацию среди электронных ресурсов;
В настоящее время мы решаем конкретный
вопрос, - способ визуальной организации слайд-фильмов различного назначения, относящихся к одной учебной теме.
Один из возможных ответов лежит на поверхности - использование
организации файлов в каталоги и подкаталоги, принятой в средах широко распространенного семейства Windows.
Однако здесь есть значительные неудобства, к которым можно отнести следующие:
Все это не соответствует главному мотиву нашей работы: учителю и ученику
должно быть технически и методически так же удобно работать с электронными
учебными ресурсами, как с традиционными бумажными [1].
Другие схемы организации информации нам предлагают многочисленные Интернет-сайты.
Достаточно подробно такие схемы рассмотрены в книге [2]. Перечислим возможные варианты,
предлагаемые в ней: алфавитный, хронологический, по местоположению, по направлению (или
по изменению признаков), по категориям, по задачам, по аудитории, по иерархии, по ассоциациям [2, с. 132].
Естественно, что в настоящее время в "чистом виде" эти разновидности встречаются не часто.
На наш взгляд, для организации навигации в серии слайд-фильмов (группе слайд-фильмов, посвященной
раскрытию одной учебной темы) наиболее подходит сочетание схем по аудитории и
категории, и визуальной ассоциативной схемы,
основанной на внешнем виде элементов. Кратко охарактеризуем эти разновидности:
организация по аудитории - создание разделов, отражающих специфику аудитории;
Для проведения тестирования и апробации учебной среды (оболочки) с предлагаемой нами
организацией информации мы строим ее методический прототип, то есть модель с соблюдением
специфических требований учебного процесса [1].
Прототип среды (оболочки) реализован с помощью языка HTML в среде популярного Интернет-браузера Internet Explorer.
Отметим, однако, что любой Интернет-браузер обладает как избытком функций, излишним для использования в учебном
процессе, так и недостатком определенных функций методического характера.
К функциям первого рода мы относим различные сервисные настройки, которые позволяют легко менять, случайно
или специально, конфигурацию подобной среды, что может нарушать сценарий занятия.
Наше мнение о функциональной неполноте браузера обоснуем следующим примером.
Нам кажется желательным, чтобы добавление нового слайд-фильма в подобную среду
было подобно инсталляции, когда без усилий со стороны пользователя создаются новые
папки (в нашем случае, разделы), появляются необходимые ярлыки и пункты Главного меню
(в учебной оболочке - комментарий к фильму и его обложка). Интернет-браузеры, при всем
своем удобстве, подобными возможностями не обладают. Они не позволяют формировать, скажем,
из серии слайд-фильмов выборку, включаемую учителем в структуру урока, и также многое другое,
необходимое для учебного процесса, проводимого по любой форме.
В завершение приведем скелетную схему [2] опытного образца раздела, посвященного теме
Первая четверть тригонометрической
окружности (рис. 1).
Предполагается, что соответствующий фильм запускается щелчком на названии.
Литература 2. Фйо А. Рентабельный Web-дизайн. Пер. с англ. - М.: Кудиц-образ, 2004. - 336 с. Уважаемые коллеги!
|
Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |