Главная
-> Наши публикации
-> Статьи
->Павлова О.А. Визуальные дидактические материалы для сольфеджио и музыкальной грамоты |
Уважаемые коллеги! ДЛЯ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Павлова О.А. Статья была опубликована в журнале Музыка в школе №4, 2002, С. 37-42
Материал предоставляется для свободного
некоммерческого использования |
Каждый преподаватель сольфеджио хочет, чтобы маленькие музыканты поняли азы нотной грамоты и как можно быстрее научились ею
пользоваться. Необычный знаковый (нотный) материал, незнакомые слова, музыкальные конструкции трудны для восприятия особенно
на первом этапе обучения. С этой точки зрения особую ценность имеют любые попытки научить малыша видеть отдельные элементы
музыкальной информации, выделять в них знакомое, улавливать специальные и общие закономерности, и все это применять при
сольфеджировании несложных упражнений-мелодий или специально подобранных детских песен. Стремление научить ребенка осмысленно видеть (видеть и понимать) музыкальный текст привело нас к мысли об
использовании специальных материалов для сольфеджио и музыкальной грамоты [1]. Именно на этих материалах был построен
открытый урок учителя-экспериментатора музыкально-эстетического центра (далее МЭЦ) средней школы №34 г. Мурманска С.И.
Андреевой. План урока состоял из следующих этапов:
На основе данного плана урок приобрел четкую структуру.
После теоретического повторения учащиеся строили тетрахорды вверх и вниз от разных клавиш, обращая внимание на количество
знаков, входящих в состав этих тетрахордов. Выводами этого этапа работы стали:
Работа по построению тетрахордов сопровождалась их интонированием. Учитель обращала внимание учащихся на различие расстояний
в тон и полутон. Ручные жесты, используемые учителем и учащимися, помогали ощутить разницу высотного положения звуков в тоне
и полутоне. Перемещение руки по вертикали на определенное расстояние с прямой ладонью символизировало один тон, перемещение
руки по вертикали на половину расстояния в один тон с полузакрытой ладонью символизировало расстояние в полтона. Теоретический и дидактический материал (построение и пение тетрахордов от звуков)
применили на практике - в творческих
заданиях. Учащиеся сочиняли песни, построенные на движении по звукам мажорного тетрахорда. В качестве текста использовались слова
скороговорки «Шесть мышат в шалаше шуршат». Каждый учащийся сам выбирал исходный звук и
направление движения мелодии. Далее один учащийся пел свою песню со словами.
Весь класс повторял мелодию и показывал рукой направление движения мелодии; пели мелодию сольфеджио и затем записывали ее
(рис. 2). Таким образом, на данном этапе урока дети повторили строение мажорного тетрахорда и применили свои знания в практическом
задании.
Восстановление материала шло по памяти, так как учащиеся имели четкие представления о строении и интонировании мажорного
тетрахорда. Большинство из детей не допускали ошибок, а в случае неправильного ответа, класс мгновенно реагировал на ошибку
(кто-то возгласом, кто-то поднимал руку, кто-то интонировал необходимый тон или полутон). Учащиеся, допустившие ошибки,
исправляли их сами. Целью следующего этапа урока являлось:
Визуальный образ мажорной гаммы,
состоящий из двух одинаковых тетрахордов,
был создан повторным изображением петуха
(рис. 3).
Четыре звука крика петуха «Ку-ка-ре-ку» соответствует четырем звукам тетрахорда.
Два одинаковых петуха, как отмечали
учащиеся, соответствуют двум одинаковым по строению тетрахордам мажора (тон-тон-полутон). При обсуждении рисунка детьми было отмечено: Учащиеся сравнили крик петуха (четыре слога) с четырьмя
звуками мажорного тетрахорда (подсказку о ладовом наклонении
тетрахорда дала учитель). Эта информация (четыре звука в тетрахорде и
структура мажорного тетрахорда)
была получена учениками на предшествующих
уроках. В новой теме на основе визуального образа учащиеся отметили: Интонационное освоение мажорной гаммы также базировалось на предшествующей
теме «Тетрахорд мажора». Спев один мажорный
тетрахорд, учащиеся нашли звук (один тон вверх от последнего звука нижнего тетрахорда) и повторили интонационно мажорный
тетрахорд. Таким образом, учителю потребовалось минимальное количество времени на чистое освоение интонирования мажорной
гаммы.
Анализируя приведенные в данной теме мелодии, учащиеся отметили,
что выразительная мелодия может получиться, если двигаться
по звукам гаммы. Преподаватель предложила сочинить свои песни на заданный текст,
обговорив предварительно условия сочинения. В первом предложении мелодия движется по звукам верхнего тетрахорда и
останавливается на V ступени, во втором предложении
мелодия движется по звукам нижнего тетрахорда и останавливается на тонике.
Каждый ученик спел свою песню со словами, а класс
сольфеджировал эти мелодии хором. Задание выполнялось устно в течение 10 минут: 3-4 минуты - сочинение, 6-7 минут -
исполнение. Расстояние между столбиками (один тон) на рисунке
с петухами указало на местоположение второго тетрахорда. В результате дети
самостоятельно выявили, что (цитируем) «один тон - это расстояние между тетрахордом первого петуха и тетрахордом второго
петуха». Это замечание оказалось очень важным, так как оно помогло выработать чистую интонацию двух подряд идущих
тетрахордов. Отработка интонации мажорной гаммы включала пять пунктов: Впоследствии пять пунктов работы над интонацией гаммы сокращается до трех: пение первого тетрахорда, взятие дыхания, пение
второго тетрахорда. Разделительный тон интонируется внутренним слухом, а место соединения двух тетрахордов при интонировании
отмечается взятием дыхания. После пения двух тетрахордов учитель объявила,
что учащиеся спели мажорную гамму - Фа мажор. Количество и соотношения в местоположении петухов
на (рис. 3) помогли сформировать
порядковые названия тетрахордов (первый нижний, второй верхний) и их ступеневое содержание (I, II, III, IV ступени в нижнем тетрахорде и V, VI, VII, VIII ступени в
верхнем тетрахорде). Далее ребята стали рассматривать рисунок, расположенный в центре
информационной страницы. Этот рисунок совмещает По представленному рисунку учитель объяснила, что каждый звук тетрахорда
является ступенью лада; восемь звуков составляют
гамму. В ступеневом составе тетрахордов специально было подчеркнуто, что в нижнем
тетрахорде I ступень находится внизу, а в
верхнем тетрахорде I (VIII) ступень находится наверху. Далее учащиеся стали строить на фортепиано мажорные гаммы,
опираясь на соединение двух мажорных тетрахордов. Для этого были
выполнены специальные
задания (рис. 5). После выполнения предложенных заданий ученики строили любую мажорную
гамму с любым количеством знаков альтерации, называя
имена нот. Таким образом, информация рисунка 2 позволила быстро освоить структуру мажорной гаммы
и ввести в практические
задания мажорные гаммы до семи знаков включительно, хотя по программе сольфеджио для МЭЦ гаммы
с шестью знаками изучаются в
9 классе.
Освоив структуру и интонирование мажорной гаммы, учащиеся перешли к работе
с музыкальными примерами. Анализируя мелодию
(рис. 6, вверху), дети отмечали ее движение по звукам гаммы.
Проговорив этот музыкальный пример ритмослогами,
учащиеся
правильно спели его. Зная звуковой образ мажорной гаммы, они смело интонировали мелодическую линию в заданном ритме.
Следующее задание - слуховой анализ
мелодии (рис. 6, в центре). Учащиеся отметили движение мелодии по звукам мажорной гаммы, простучали ритм, называя его ритмослогами и спели эту мелодию
сольфеджио. В творческом задании учащиеся сочиняли песню на слова «Что случилось? Что случилось? - С печки азбука свалилась».
Анализируя задание, учащиеся отметили, что данному тексту будет соответствовать нисходящее движение будущих мелодий
(«свалилась»). Условия сочинений обговаривали всем классом: На (рис. 6, внизу) приведены
примеры некоторых мелодий, сочиненных учащимися на уроке. Таким образом, опираясь на определенный зрительный образ, учащиеся
По итогам проведенной работы преподаватель сделала некоторые выводы: После окончания урока С.И. Андреева отвечала на вопросы преподавателей
сольфеджио Мурманской области. «У детей появился
энтузиазм. Они стали больше видеть, делать устно задания, а главное, много петь. Первоначально учащиеся рассматривали
картинки ради любопытства. … Они привлекают внимание учащихся, заставляют слушать учителя, разбираться в том,
что и для чего
нарисовано. В конечном итоге любопытство переросло в познавательный интерес». Уважаемые коллеги! Литература 2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А.
Информационная среда обучения. – СПб.: Свет, 1997. - 400 с.
|
Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография
Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наши друзья
© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта Визуальная школа |