Главная -> Наши публикации -> Монографии ->Резник Н.А. Визуальное мышление в обучении.
 
Визуальное мышление в обучении.
Методические основы обучения математике
с использованием средств развития визуального мышления

 
Автор:
Резник Н.А.


Аннотация: В основу монографии положены исследования, проводившиеся автором более 20 лет, в частности, использован текст диссертации (защищена в январе 1998 года) при значительном увеличении количества иллюстраций.
       В монографии описаны этапы работы визуального мышления и способы представления учебной информации, которые создают резерв для побуждения учащихся к активной мыслительной деятельности и могут привести к интересным методическим открытиям, позволяющим развивать творческую активность учащихся.
       Автором впервые в отечественной и мировой дидактике полно и последовательно доказана возможность построения информационных сред, обеспечивающих широкий спектр параметров математического развития учащихся, рассмотрено, каким должен быть класс задач, исходная посылка которых построена на зрительном образе, предложены подходы к решению задач с помощью визуальных моделей, указаны пути организации наблюдений, поиска ориентиров и подсказок, а также предлагаются приемы формирования догадки, разработана методика визуального поиска решения математической задачи, выдвинута концепция и дан прототип компьютерной диагностики результатов обучения, доказано, что предлагаемые идеи могут быть использованы в процессе обучения по другим предметам.

Содержание

Введение

4


Глава I. Визуальное мышление и его роль в обуче­нии математике


22

§1. Структура визуальной деятельности ученика

24

       1.1. Продуктивный характер визуального мышления

25

       1.2. Начальные операции визуального мышления

32

       1.3. Создание новых образов

35

       1.4. Визуальный поиск

39

§2. Способы представления учебной математической информации

44

       2.1. Геометрический способ

47

       2.2. Аналитический способ

55

       2.3. Вербальный способ

59

§3. Визуальные переводы учебной математической информации

65

       3.1. Вербализация и визуализация

67

       3.2. Рисунок – формула – текст

76

Выводы

91


Глава II. Конструирование Визуальной Среды Обучения


94

§4. Параметры Визуальной Среды Обучения

97

       4.1. Основные проблемы

99

       4.2. Полиграфические приемы

107

§5. Визуализация содержания учебного математического текста

118

       5.1. Информационная схема

118

       5.2. Информационная тетрадь

123

§6. Визуальные дидактические материалы

138

       6.1. Обучающие задачи

139

       6.2. Восстановление утраченных знаний и навыков

148

       6.3. Текущий контроль

157

       6.4. Комбинирование визуальных дидактических средств

164

Выводы

172


Глава III. Методика использования визуального мышления в обучении математике


175

§7. Организация “живого созерцания” на уроках математики

176

       7.1. Анализ визуальной информации

177

       7.2. Распознавание стандарта

184

       7.3. Составление плана работы

193

       7.4. Введение нового понятия

199

§8.Формирование стандартного математического образа

204

       8.1. Изображение основных математических понятий

204

       8.2. Параметры визуального стандарта

213

       8.3. Развитие визуального образа

223

§9.Организация учебной математической информации

232

       9.1. Визуализация свойств математических понятий и операций над ними

232

       9.2. Геометрическая иллюстрация связей между различными понятиями

239

       9.3. Анализ структуры математической таблицы

250

       9.4. Формирование стандарта на этапе введения понятия

254

Выводы

261


Глава IV.  Визуальный поиск решения математиче­ской задачи


263

§10.  Начальные этапы визуального поиска

266

       10.1. Наблюдения, ориентиры и подсказки

266

       10.2. Формирование догадки

276

       10.3. Поиск скрытой информации

280

       10.4. Визуальный план решения задачи

286

§11. Формирование навыков визуального поиска

293

       11.1. Накопление визуального опыта

293

       11.2. Поисковые визуальные задачи

299

       11.3. Визуализация доказательных рассуждений

307

§12. Методика организации визуального поиска

317

       12.1. Ситуации группового поиска

317

       12.2. Интеллектуальные игры

331

       12.3. Перенос полученных знаний и умений  в новую ситуацию

341

Выводы

355


Глава V. Эксперимент


358

§13.  Результаты поискового эксперимента

360

       13.1. Хронология эксперимента

360

       13.2. Поисковый эксперимент

366

       13.3. Единство методов и разнообразие подходов

380

§14.  Программное обеспечение визуальных уроков

413

       14.1. “Бумажный вариант” Визуальной Среды Обучения

414

       14.2. Контроль и диагностика

422

       14.3. Гипертекстовые связи Визуальной Среды Обучения

431

§15.  Сравнительный анализ результатов обучения

444

Выводы

463


Заключение


466


ПРИЛОЖЕНИЕ


479

I. Формирование и использование визуального стандарта

479

II. Визуальные дидактические материалы

505

III. Организация группового и индивидуального поиска

547

IV. Гипертекстовые связи Визуальной Среды Обучения

577

V. Визуальные блоки

587


Список использованной литературы


629

Ссылка: Резник Н.А. Визуальное мышление в обучении. Методические основы обучения математике с использованием средств развития визуального мышления. - Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2012. - 652 с. - ISBN 978-3-8484-0460-5

Интернет-магазин
 

Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наш край


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Николай Павлов (pavlov.nikolay@gmail.com): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100